750 лет Сарайской епархии

Сарайская епархияВ этом году исполняется не только 20 лет Волгоградской епархии, но и 750 лет Сарайской епархии.  По попечению благоверного великого князя Александра Невского в столице Золотой Орды Великом Сарае (располагался рядом с современными сёлами Царёв, Солодовка, Колобовка Ленинского района) в 1261 г. была учреждена Сарайская епархия. Она была предназначена для окормления русских людей, находящихся в Орде, в т.ч. и самого великого князя, который четырежды бывал здесь до открытия епархии, испытывал, видимо, потребность в духовной помощи владыки, поэтому способствовал открытию кафедры на Нижней Волге. В 1262 г. благоверный князь прибыл сюда на длительное время и осенью следующего года отправился на север в свой последний путь.

Первым епископом был Митрофан, который находился на кафедре до 1269 г. Его сменил грек Феогност, который получил в управление также Переяславльскую (у Киева) епархию (ныне её наследницей является Переяславль-Хмельницкая епархия УПЦ-МП), но жил он в Сарае. В 1279 г. Переяславльская кафедра была ликвидирована, Феогност до 1291 г. остался епископом Сарайским. По заданию митрополита Кирилла и хана Менгу-Темира епископ  отправляется в Царьград для  переговоров с императором Михаилом  VIII Палеологом и патриархом Иоанном XI Векком. О пребывании Феогноста в Константинополе сохранилась запись от 12 августа 1276 г. Следующий раз  он упоминается  в 1291 г.  Феогност сообщает патриарху, что татары желают  креститься,  и просит разъяснить, как проводить таинство крещения, если в  степи рядом нет  источника.  Константинопольский  патриарх  отвечает, что в этом случае нужно трижды поливать крещающихся водой.

В конце XIII в. Сарайским епископом был священномученик Анфим, по преданию, замученный татарами, но точных сведений о его подвиге не сохранилось. Он включён в Собор тамбовских святых. В это же время встречается название епархии Сарская, Подонская и Козельская, но сведений о связях её с городом Козельском у Калуги или другим со сходным названием не имеется. Примерно с 1310 г. епархия называется Сарской и Подонской. Около 1330 г. в Костроме проходил собор четырёх епископов, одним из которых был Софония Сарский и Подонский. Митрополит Феогност разобрал спор между Рязанским и Сарским архиереями о Червлёном Яре – территории между Доном и Хопром. Эта местность была определена тогда за рязанской кафедрой.

Сарайские владыки играли важную роль в развитии дипломатических отношений Орды не только с Русью, но и с Византией. Своей политикой они препятствовали натиску Запада и утверждению католичества на Руси и в Монгольской империи, выполняя заветы Александра Невского. Наличие  при ставке хана клириков позволяло снабжать Русь ценнейшей политической и военной информацией, а также воздействовать на русскую политику Орды. Сарайский епископ играл столь важную политическую роль, что иногда за действия и поступки его ждала «казнь церковная за вину нецерковную» (Е.Е. Голубинский), как это произошло, например, с владыкой Измаилом, лишённым сана в 1311 г.

В 1395 г.  Великий Сарай разрушается войсками Тамерлана, от мощной  столицы, как и от других ордынских городов, остаются только развалины. Где в это время находится Сарский епископ Савва, назначенный на кафедру в 1382 г., сказать трудно. Вместе с татарскими постройками гибнут и православные храмы. Археологи обнаружат среди руин Сарая «древнее здание, предполагаемое христианским храмом» (так помечен один  объект  на плане развалин ордынской столицы, выполненном  Волоховым  в  1842  г.), мраморную доску с крестом.  Обнаружены остатки православных  храмов, древние христианские кладбища, славянские кварталы  в  золотоордынском городе Бельджамене (об этом пишет  волгоградский  археолог Е.П. Мыськов).

Сарайская епархия освящена пребыванием на её земле многих русских святых. В Орде родился преподобный Пётр, царевич Ордынский (Ростовский); он был племянником хана Берке, его крестил приехавшим в Орду епископ Кирилл Ростовский, с которым царевич уехал в Ростов, где совершил свои подвиги. В 1270 г. в Орде был замучен благоверный князь Роман (Олегович) Рязанский. Дважды бывал в Орде святитель Игнатий, епископ Ростовский. С 1277 по 1290 гг. проживал в Орде благоверный князь Смоленский, ярославский чудотворец, который был женат на дочери хана Менгу-Темира в крещении Анне, их сыновья благоверные князья Давид и Константин родились здесь. В 1313 г. по вызову хана Узбека в Орду приезжал святитель Московский Пётр, всея России чудотворец. Святитель Феогност  приезжал в Орду в 1332 и  1341 гг. Святитель Алексий, всея России чудотворец, дважды побывал в Орде, молитвой исцелил здесь ханшу Тайдулу. Благоверный великий князь Димитрий Донской ездил в Орду в 1359 и 1371 гг.

С 1454 г. архиереи Сарские перебираются в Москву и начинают жить на Крутицах; первым это сделал владыка Вассиан Кривой. С мая 1589 г. епархией управляет митрополит, им стал Геласий. Сарский владыка во время вдовства первосвятительской кафедры получил право быть блюстителем патриаршего престола. Епархия сохраняет своё прежнее название, хотя владыки вряд ли выезжали на Нижнюю Волгу и . В святцах упоминается митрополит Сарайский Серапион (Сысоев), который управляет епархией на Крутицах с 1 января 1637 г. в сане митрополита, спустя 9 лет в глубокой старости он удалился в Калязинский монастырь, где и скончался 2 мая 1652 г. Святитель Серапион включён в Соборы тверских и тамбовских святых.

С 28 мая 1764 г. епархия называется Крутицкой и Можайской, ныне её наследницей является Крутицкая и Коломенская митрополия.

Территория Сарайской епархии не была строго очерченной, менялась в разные годы. Ныне на её землях находятся Волгоградская, Астраханская, Элистинская, Саратовская, Ростовская, возможно, частично Ставропольская, Воронежская,  а также Уральская и Бакинская епархии.

Составил профессор, доктор филологических наук В. И. Супрун

Памятные даты 2011 года, связанные с 750-летием Сарайской епархии (1261—1395, с 1454 г. в Москве на Крутицах, название Сарская формально до 1742 г.):

  • 12 / 25 февраля – Святителя Алексия, всея России чудотворца (1378). Митрополит Алексий дважды побывал в Орде, молитвой исцелил здесь ханшу Тайдулу.
  • 5/ 18 марта – Обретение мощей благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев (1463). Феодор с 1277 по 1290 гг. проживал в Орде, был женат на дочери хана Менгу-Темира в крещении Анне, их сыновья Давид и Константин родились здесь.
  • 14 / 27 марта – Святителя Феогноста, митрополита Киевского и всея России (1353). Владыка Феогност  приезжал в Орду в 1332 (1333) и  1341 (1342) гг.
  • 19 мая / 1 июня – Благоверного великого князя Димитрия Донского (1389). Князь ездил в Орду в 1359 и 1371 гг.
  • 20 мая / 2 июня – Обретение мощей святителя Московского Алексия, всея России чудотворца (1431). См. 12/25 февраля.
  • 28 мая / 10 июня – Святителя Игнатия, епископа Ростовского (1288). Владыка дважды бывал в Орде.
  • 30 июня / 13 июля – Преподобного Петра, царевича Ордынского (Ростовского) (1290). Племянник хана Берке, родился в Орде, был крещён приехавшим в Орду епископом Кириллом Ростовским, уехал с ним в Ростов.
  • 4 / 17 июля – Собор тверских святых. Святителя Серапиона (Сысоева), митрополита Сарайского (1653). Жил на Крутицах, на Волге и Дону, вероятно, не бывал, официально именовался Сарским и Подонским.
  • 19 июля / 1 августа – Благоверного князя Романа (Олеговича) Рязанского (1270). Страстотерпец замучен в Орде в 1270 г.
  • 28 июля / 10 августа – Собор тамбовских святых. Священномученика Анфима, епископа Сарайского. Погиб в Орде между 1291 и 1296 гг. Об обстоятельствах его гибели сведения отсутствуют. Святителя Серапиона (Сысоева), митрополита Сарайского (1653). См. 4 / 17 июля.
  • 24 августа / 6 сентября – Перенесение мощей святителя Московского Петра, всея России чудотворца (1479). Митрополит Пётр прибыл в Орду в 1313 г. по вызову вступившего на ханский престол Узбека.
  • 30 августа / 12 сентября – Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского (1724). Великий князь Александр пять раз бывал в Орде, по его попечению была в 1261 г. открыта Сарайская кафедра, в 1262—1263 гг. он длительное время проживал здесь, отсюда отправился больным по Волге во Владимир, но не доехал, скончался в Городце.
  • 19 сентября / 2 октября – Благоверных князей Феодора Смоленского (1299) и чад его Давида (1321) и Константина, Ярославских чудотворцев. См. 5/18 марта.
  • 23 ноября/  6 декабря – Благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263). См. 30 августа / 12 сентября.
  • 21 декабря / 3 января – Святителя Московского Петра, всея России чудотворца (1326).  См. 24 августа / 6 сентября.
Эту запись посмотрели 283 раз, из них 1 сегодня



Дата публикации: 28 февраля 2011

Размещено в рубрике: Новости Волгоградской епархии

Комментирование закрыто.