Интервью с игуменом Лазарем (Куликовым)

Интервью с игуменом Лазарем (Куликовым)В октябре состоялось заседание Святейшего Синода, на котором по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла были утверждены в должности настоятелей (игуменов) монастырей сразу шесть представителей Волгоградской епархии. Хотим представить нашим читателям с игуменом Лазарем (Куликовым), новым настоятелем монастыря преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, что расположен в городе Волжском.

— Поздравляем Вас с высочайшим назначением на пост настоятеля и игумена монастыря. Расскажите пожалуйста про Вашу поездку в Москву.

— По благословению митрополита Волгоградского и Камышинского Германа наша делегация от Волгоградской епархии в числе шести кандидатов на настоятельские должности мужских монастырей отбыла в Москву после праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Мы приехали в Сергиев Посад, где располагается Синодальная комиссия по делам монастырей, которую возглавляет архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (настоятель Троице-Сергиевой лавры). Чтобы мы отдохнули с дороги, нас поселили в гостевых архиерейских покоях, которые располагаются на территории Духовной академии. Вечером мы пришли в Успенский собор лавры, где по благословению настоятеля, вместе с братией Свято-Троицкой Сергиевой лавры, служили полиелейное богослужение с пением величания преподобному Силуану Афонскому (это был день его памяти).

На следующий день, рано утром, по лаврской традиции в 5.30., в Троицком соборе у раки Преподобного мы участвовали в братском молебне, и приложились к мощам преподобного Сергия Радонежского, испросив благословения на наш разговор с Владыкой. После молебна прошли в Успенский собор, где уже готовились к служению Божественной Литургии. Нас заранее известили, что эту литургию будет служить сам Владыка Феогност. Мы все сослужили ему, причащались вместе из одной Чаши. После окончания литургии он пригласил нас в резиденцию, где располагается Комиссия по делам монастырей.

Он принял нас в достаточно не принуждённой, братской обстановке. Прежде всего Владыка объяснил свою миссию – по благословению Святейшего Патриарха встречаться с кандидатами на пост настоятелей монастырей, беседовать с ними, чтобы не ввести в заблуждение Синод, который принимает решения. Он нас всех вместе и по-очереди спрашивал про монастыри нашей Волгоградской епархии. Расспрашивал о сути монашеской жизни, о числе братии, о традициях и порядках.

В нашей епархии есть монастыри древние, и есть новосозданные обители. Всего у нас три древних монастыря: Свято-Вознесенский Кременской, Свято-Троицкий Каменно-Бродский и Свято-Духовский г. Волгограда – последний в 2012 году отметит 100-летний юбилей. Три новых обители было основано Митрополитом Германом, за время руководства Волгоградской епархией. Вначале появилась монашеская дача в хуторе Барбаши в Средне-Ахтубинской пойме в очень живописном месте. Это был скит для братии Свято-Духова монастыря, так как монастырь городской и большие нагрузки несёт братия в связи с необходимостью ежедневного совершения богослужения, исповеди и миссионерского служения. Поэтому он задумывался как место отдыха и молитвенного уединения.

Вторая обитель – это монастырь Сергия и Германа Валаамских. Располагается он на въезде в город Волжский и может служить своеобразными «святыми вратами» через, которые люди попадают в Волжский приезжая из Волгограда. И самая молодая обитель, в которой сейчас существует только один приходской храм — это Михаило-Архангельский монастырь как образовательный центр. Он располагается напротив Центральной набережной Волгограда в городе Краснослободске.

Всё это мы рассказали Владыке Феогносту и он в заключение сказал своё ответное слово. Владыка кратко рассказал о жизни своей обители, где он настоятельствует уже 30 лет, за это время много интересного прошло перед его глазами, и много величественного – это и Поместный собор, и избрание Патриарха. Владыка Феогност выделил проблему настоящего времени – это действительно оскудение монашеской жизни связанное с очень большим влиянием мира. Он советовал нам обратить особое внимание на три правила, которые оптимальны для каждого монаха и настоятеля. Первое правило – это обязательное проживание монахов в монастыре, потому что есть разные прецеденты, когда братия, неся то или иное послушание, даже по благословению настоятеля, вынуждена проживать на квартирах что является большим недоразумением. Второе – это обязательное посещение богослужений, потому что жизнь монаха – это молитва, и самая доступная форма для каждого насельника монастыря – это посещение общественного богослужения, а, есть и келейное частное правило – его надо согласовывать с духовником и настоятелем. Третий момент – это обязательное участие в братской трапезе. Владыка говорил о том, что может показаться немного наивным, что для монастыря совместное житие и совместная трапеза значат очень много, но ведь через это раскрывается именно человеческий душевный уровень общения между насельниками. Также он посетовал, что ему как настоятелю, и как руководителю комиссии, чтобы попасть в какой-либо монастырь, приходится уезжать очень рано из обители в связи с «пробками» на московских дорогах. Поэтому он всегда сожалеет о пропуске богослужения, или братского молебна.

После того как Владыка благословил каждого из нас, мы снова пошли к Преподобному Сергию, поклонились ему, поблагодарили за такой радушный, братский приём и отбыли обратно в Волгоградскую епархию.

* * *

Интервью с игуменом Лазарем (Куликовым)

— Батюшка, немного расскажите о том, как Вы пришли к вере, как вы начинали? Мы с Вами учились в одной школе, и в одном классе, но я тогда не замечал никаких религиозных проявлений.

— Мой приход к вере связан с моими друзьями, с которыми я поддерживаю до сих пор тесные отношения. Во время учёбы в Академии государственной службы при Призиденте Российской Федерации в 1994 году, у меня появились новые друзья, с которыми мы проводили время, а они на выходные куда-то постоянно уезжали. Когда я попытался выведать, они ответили: «поехали и сам увидишь». Оказалось, что они ездят в село Ерзовка, и там помогают восстанавливать храм, разбирают кирпичи и т.д. Я был в то время человеком очень молодым, творческим и это мне пришлось по-сердцу. Потом благодаря отцу настоятелю я укрепился в своей решимости исповедовать себя как православного христианина. Хотя крестили меня в возрасте 16 лет, в Казанском кафедральном соборе. После окончания Академии я переселился в Ерзовку, и стал там себя активно понуждать на соблюдение заповедей, там начались мои «подвиги» послушничества, ученичества, и большого физического труда необходимого для восстановления старинного храма.

Настоятелем тогда и сейчас был протоиерей Владислав Сологуб. Благодаря ему я увидел, что христианство – это настоящая жизнь, а не просто какая-то красота или надстройка. Благодаря отцу Владиславу, его проповедям и беседам, я стал уверен, что христианином можно по-настоящему быть и в наше время. Чуть позже он благословил меня поступить в Духовное училище. Я был ошеломлён этим благословением, потому что и компьютер и все книжки свои уже раздал, и не собирался в город возвращаться.

В 2000 году я прибыл сюда в Волгоград чтобы поступить в Волгоградское Духовное училище. Директором тогда был иеромонах, а ныне Владимир (Перевертайло). Здесь для меня открылось христианство с совершенно иной точки зрения – как самая настоящая и даже бурная общинная жизнь. По окончании училища я очень проникся монастырским строем и пошёл к Владыке Герману за благословением, чтобы меня приняли в братию монастыря послушником. Владыка внимательно на меня посмотрел и сказал, что мне нужно учиться. Это был для меня ещё больший шок, потому что я только что закончил один ВУЗ и училище, и не хотел снова садиться за парту.
Так я поступил в Православный университет, и начались мои прохладные студенческие годы. Мой первый пыл угас, и может быть это к лучшему, потому что я прошёл проверку на прочность своего решения. За время учёбы в университете я чуть было не женился, но Господь отвёл сей факт. На третьем курсе я написал работу «Богословие монашеств: истоки и современность», которая ещё больше укрепила меня в монашеском пути следования.
Ещё очень сильное впечатление на меня произвёл постриг братьев монахов Прохора, Николая и Нила, иноков Петра и Антипы. Это был Великий пост, я как раз заканчивал свою курсовую работу и для меня здесь материализовалось то, о чём я читал в древних Патериках. Диплом у меня оформился достаточно твёрдо – он стал итогом моих курсовых сочинений. Тема дипломной работы звучала так: «Брак и монашество как два пути ко спасению», где я на основе эклезиологических источников пытался обосновать что брак и монашество – это два равнозначных пути ко спасению, причём я опирался на литургическую составляющую таинства Венчания и монашеского пострига.

Весной 2005 года мы подали прошение на постриг и Владыка в Великую Среду постриг в монахи меня и отца Христофора (сейчас он настоятель монастыря в г. Краснослободске). Мы стали братьями по постригу и по взглядам. Летом на праздник Казанской иконы Божией Матери Владыка благословил мне принять диаконский сан, а в сентябре под праздник Воздвижения Креста – священнический.

По мере моего включения в общественную жизнь были самые разные послушания, и одно из главных послушаний – это работа с молодёжью. Такое послушание было преподано мне Владыкой по окончании духовного училища, в связи с применением своих сил в воскресной школе «Афон». Дальше была воспитательская работа в духовном училище.

* * *

— Батюшка вы являетесь сотрудником епархиального молодёжного отдела. Чего не хватает для расширения этого служения?

— Отдел молодёжного служения Волгоградской епархии был создан в 2001 году, как исполнение решения Священного Синода о работе с молодёжью. Тогда ещё никто не понимал как и что необходимо делать с нашей молодёжью, а у нас была воскресная школа, летний лагерь и различные мероприятия. Именно на этой базе стало развиваться наше молодёжное служение.

За эти годы мы пришли к пониманию, что молодому человеку мало предоставить возможности для духовного становления, духовного приобретения. Ему необходимо предоставить возможность именно для реализации тех духовных богатств, которые он приобрёл в церкви. Поэтому наша работа с молодёжью строится по принципиально другому пути – мы не просто занимаемся с молодёжью, не просто развлекаем молодёжь или что-то в этом роде. Мы стараемся создать условия для творческого, интеллектуального, духовного её развития и благодаря этому для возможности служения молодёжи её сверстникам, современникам, тем кто нуждается в этих молодых энергичных ребятах. Как вы понимаете, такая задача даётся с трудом – очень легко провести концерт, мероприятие, получить восторги, всплески, аплодисменты и на этом всё забыть. Наша работа предполагает серьёзную, скрупулезную работу с каждым человеком в отдельности. И сейчас мы видим некоторые плоды – активную сознательную молодёжь, которая раскрыв свои таланты, может их приносить на пользу церкви, Богу и людям.
Сейчас для дальнейшего развития молодежного служения необходимо какое-то проникновение в приходскую жизнь. Мы поняли, что молодой человек всего лишь небольшое время бывает молодым человеком, «отвязным», самостоятельным. В дальнейшем он обретает семью, рождает дорогих чадушек, и обременяется множеством забот и хлопот, что иногда скрадывает его молодой запал и творческую энергию. Поэтому жизнь молодого человека невозможна без приходской общины. Главный тормоз молодёжной работы – это отсутствие живых, творческих, евхаристических общин во главе с настоятелем, опытными прихожанами-наставниками, которые составляли бы у себя на приходе благоприятную среду для общения молодёжи в самых разных сферах.

Интервью с игуменом Лазарем (Куликовым)

— Хотя бы несколько таких общин есть?

— Конечно, у нас есть такие яркие примеры – это община храма «Всех скорбящих Радость» в посёлке Городище, где больше 10 лет существует молодёжный хор. Достаточно интересный опыт существует в г. Камышине в общине храма святителя Николая, где при храме создан семейный центр ремесла, найден удивительный педагог, и с помощью рукоделья происходит сближение молодых людей с храмом и с церковной жизнью. Интересный опыт есть в городе Волжском, в селе Заплавном. Такие примеры есть, но они единичные.

— Батюшка есть ли из художественной литературы какая-нибудь книга, которую Вы иногда перечитываете и почему?

— Такой книгой для меня была книга Виктора Гюго «Отверженные». Она немного сложная для восприятия в силу описания революционных событий во Франции. Но, если посмотреть на неё с духовной точки зрения, то здесь описана удивительная драма человека, который провёл половину своей жизни в тюрьме. Но он смог продраться сквозь эту серую обыденность благодаря участию в своей жизни епископа. Епископ раскрыл в нём добродетельную жизнь, он стал порядочным человеком, и всю оставшуюся жизнь действительно старался жить по заповедям Христовым, не приписывая себе никаких заслуг. Поэтому я рекомендую всем, кто желает настоящей и серьёзной христианской жизни, прочитать эту книгу. Ещё есть телеверсия с Жераром Депардье в главной роли, и эта экранизация, на мой взгляд, является очень самой удачной.

Справка: Игумен родился 2 июля 1976 года в г. Волгограде. В 1998 году он окончил Волгоградскую Академию государственной службы. В 2005 году окончил Царицынский православный университет. В апреле 2005 г. он был пострижен в монашество. В июле 2005 года – был рукоположен в диаконы, а в сентябре того же года во иеромонахи. Отец Лазарь исполнял послушания воспитателя и преподавателя Духовного училища, заместителя руководителя Отдела молодежного служения Волгоградской епархии, а также ответственного за крещение в храме Свято-Духова монастыря (за 6 лет служения покрестил 1200 человек). В 2009 году он окончил магистратуру Волгоградского государственного педагогического университета со степенью магистр педагогики.

Записал Антонов Д. Д.

Эту запись посмотрели 158 раз, из них 1 сегодня



Дата публикации: 26 октября 2011

Размещено в рубрике: Общие новости

Комментирование закрыто.