Старорусская школа создания икон на волгоградской земле

Старорусская школа создания икон на ткани прижилась на волгоградской земле. Развивает традиции великих мастеров преподаватель Муза Сафонова.Старорусская создания икон на ткани прижилась на волгоградской земле. Развивает традиции великих мастеров преподаватель Муза Сафонова. Несколько лет назад, известный в наших краях преподаватель ВолГУ Иван Тинин научил меня различать настоящую, выписанную по канонам икону, от подделок или работ, выполненных в наивной манере. Навсегда запомнил его экспертную оценку, как мне казалось, очень древней , хранящейся у меня дома. Он разочаровал выводами о том, что возраст иконы слишком завышен. И совсем разочаровал оценкой письма богомаза, так называли в старину художников-иконописцев, заметив:

«Посмотри, человек владел кистью в совершенстве, но выписал он не святой лик, а лицо девушки с бульвара. Лик – это обобщение, нечто возвышенное, а здесь красивость. И обрати внимание на ее фигуру: она вот-вот закружится в танце. Так не изображают Божью Матерь».

С тех пор эти критерии оценок так и повисли в моем подсознании. Оказавшись пару месяцев назад в часовне школы искусств «Воскресение», я был удивлен именно настоящими ликами святых, именно образами. Мне даже показалось, что атеист и отчаянный циник равнодушным отсюда не уйдут.

— Иконы, выполненные вами на ткани, очень тонкая, изящная работа, — размышляю и одновременно задаю вопрос создателю Музе Сафоновой, — они образны и схожи с живописными изображениями, как же это достигается?

— Это так называемое лицевое шитьё, — говорит мастер, — возникло в глубокой древности в Византии, а затем удачно прижилось в России. Почему удачно? Да потому, что еще в Древней Руси женщины с детства были знакомы с шитьем, ткачеством и вышиванием. Все были рукодельницами. Но с годами лицевое шитьё стало забываться, традиции оборвались. И лишь в конце 70-х годов прошлого века моя знакомая матушка Нина Волгина из Москвы, обратила внимание на этот метод создания образов, да стала его изучать, а затем использовать в работе. Я была с нею и её мужем, священником и иконописцем, знакома. От неё и научилась премудростям старых мастеров.

Матушка Нина научила меня древнему лицевому шитью и основам иконописи. Без знания канонических требований создать образ кистью или иголкой невозможно.

— И все же, как технологически это выглядит? — настаиваю я на раскрытии секрета.

— За основу берётся прорезь, — рассказывает Муза Сафонова, — это точное, детализированное изображение, которое переносится на кальку, затем прикрепляется ткани, на которой и будет создан образ. Лик святого или Богоматери вышивается так называемым стежком в раскол, отчего изображение схоже с написанным краской. В одежде и украшениях можно использовать и другие методы вышивки. Нынче многие, даже высококвалифицированные мастерицы, используют примерный , лики вышивают крестиком. Этого делать не следует, — советуют ведущие искусствоведы.

Иисус ХристосК ткани также надо подходить осторожно. Плотная – портит нить, ворсит ее. Лучше взять саржу, в ней нить более удачно переплетётся с основой материи. Большой образ должен хорошо смотреться издалека и более объемно, для чего используется толстая нитка. А для маленькой по размерам работы берутся тонкие шелковые нитки.

Богатый опыт и знания, православный образ жизни Муза Викторовна передает своим ученикам. Начинают они с лубкового творчества или закладок — для тренировки движений пальцев и кисти руки. А как только начинают владеть основами и умеют точно переносить рисунок, переходят к иконе, которая никогда не должна быть выполнена плохо – так считает мастер.

К работе над иконой допускаются те, кто обрёл не только технические знания, но и стал интересоваться духовной жизнью, смыслом бытия, что такое душа и что после смерти...

А для этого надо многому учиться, читать нужные , уметь слушать мудрецов.

Муза Викторовна Сафонова и сама постоянно учится, в том числе и от родного брата о отца Николая (Агафонова). В наших краях и в России знают его как блестящего проповедника и автора многих книг. Он член Союза писателей, издал ряд глубоких по содержанию исторических романов. Брат ввел её в круг знакомых отца Александра Меня, о котором и сегодня может с любовью говорить часами.

Наша героиня вместе с мужем-священником в христианской добродетели воспитала шестерых детей. Младший — заканчивает школу, Старший — священник, а одна из дочерей, в эти дни стала чемпионкой по борьбе на поясах. Все младшие Сафоновы вышли на верную дорогу. Дай Бог каждому из нас не растерять точные ориентиры!

Витольд Ярмакович

Источник — gg34.ru/

Эту запись посмотрели 60 раз, из них 1 сегодня



Дата публикации: 23 октября 2011

Размещено в рубрике: Общие новости

Комментирование закрыто.