Казачья обитель

Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий женский монастырь в городе Серафимович Волгоградской области Усть-Медведицкому Спасо-Преображенскому женскому монастырю — 360 лет! Историки утверждают, что монастырь на берегу Дона, напротив устья Медведицы, появился в 1652 году. Не исключено, что отшельники и ранее могли обосноваться здесь, в красивейших, довольно глухих местах.

Через столетие его, сожалению, постигло горе или, как считают верующие, испытание: в пасхальные дни 1752 года полые воды казачьей реки подмыли правый берег, на склоне которого стояли скромные кельи, и частично погребли под землей, частично унесли с собой нажитое имущество с церковной утварью, погибло несколько монахов.

После случившейся трагедии монастырь перенесли подальше от берега. Вскоре он становится женским. Наибольшего расцвета обитель достигла в период правления матушки Арсении, в миру Анны Серебряковой. Об этой удивительной женщине наш короткий .

Когда в конце двадцатых годов прошлого столетия воинствующие атеисты вскрыли гроб игуменьи Арсении, вскрикнули от неожиданности: тело матушки, погребённое свыше двух десятилетий назад, оказалось нетленным. Она смотрела на лихих людей как живая.

Матушка Арсения была дочерью предводителя Войска Донского Михаила Васильевича Себрякова, весьма образованного человека, дружившего с великим Менделеевым, другими умами России. Да и лично немало сделавшего для образования и развития своего края.

В 15 лет Анна влюбилась в сына обедневшего дворянина, но суровый отец не допустил неравного брака. А тут ещё и горе: в одном из сражений возлюбленный Анны погибает. Но она когда-то поклялась быть верной ему до гроба. К богатой красавице сватались завидные женихи, но она всех отвергала.

После очередного несостоявшегося сватовства раздосадованный отец произнёс: «Так и в девках на всю жизнь останешься!» 16-летняя красавица ответила: «Замуж я не собираюсь. Хочу остаться с Господом. Ведь ты учил нас любить Господа больше, чем себя». Отец был ошарашен, но все же согласился отвезти Анну в Усть-Медведицкий монастырь, который был ближе всего к их дому.

Спустя время Анна приняла монашеский постриг с именем Арсения.

Четыре года она исполняла казначейские обязанности, как крест несла другие послушания, не гнушаясь самой грязной работы. После смерти настоятельницы сестры обители попросили Арсению стать во главе монастыря.

Новая настоятельница Арсения взялась за постройку храма Казанской Божией Матери на территории монастыря. Когда был построен и освящен, Арсения вместе с тремя сёстрами-монашками стала рыть пещеры под ним. По замыслу матушки лабиринт отобразил историю последних дней Христа: Страстную неделю, предательство Иуды и казнь Иисуса. Пещеры идут по двум путям: один символизирует путь Христа, а другой — Богоматери. Образуя круг, они ведут к Голгофе. В гражданскую войну в этих пещерах скрывались белогвардейцы.

В 1905 году Арсения отошла в мир иной. Похоронили её в склепе нижней церкви монастыря.

После смерти Арсении монастырь пережил тяжкие времена. Воинствующие атеисты разграбили . Но увидев Арсению нетленной, убежали подальше от загадочной покойницы. Наутро гроб с телом Арсении исчез. Отыскать его не удалось и по сей день. По одной из версий, его укрыли местные жители. Говорят также, что тело спрятано где-то на территории монастыря. Люди верующие утверждают, что в нужный момент дух Арсении подаст знаки и даст знать, где находится захоронение, чтобы предать его земле.

Автору этих строк, нескромно хочется заметить, довелось, после десятилетий разрухи и унижения обители, первым обратить на неё внимание. В 1988 году в Доме архитекторов, под флагом обкома комсомола, организовать на свои средства первую в стране выставку икон, усиленную большими цветными фотографиями, с чёрными печальными глазницами осиротевшего монастырского собора Казанской Божьей Матери и осквернёнными храмами Войска Донского. Были собраны и отправлены на реставрацию монастыря деньги, которых бы с лихвой хватило на покупку двух «жигулей».

Затем по моей инициативе обком комсомола сформировал стройотряд из 30 студентов разных вузов Волгограда. Молодые люди целый месяц крошили и выковыривали бетонный «стакан», на котором стояла электростанция, построенная внутри храма, по указанию правящей партии. Говорят, что и писатель Серафимович (Попов) приложил к этому руку. Ему даже приписывают утверждение: «Да будет свет вместо тьмы!».

Но главное, конечно же, не деньги, а внимание и к нашей истории, к красоте, созданной людьми, жившими в этих местах. Да и моей заслуги по реставрации монастыря нет, потому как в нужный момент моё вдохновение породил Всевышний.

Сегодня Усть-Медведицкий женский монастырь не узнать, он снова уверенно возрождается.

Витольд Ярмакович

Эту запись посмотрели 49 раз, из них 1 сегодня



Дата публикации: 26 января 2012

Размещено в рубрике: Общие новости

Комментирование закрыто.