Воскрешённый праздник

Протоиерей Олег Кириченко – день, исполненный подлинной человечностью и добротой. Рождество. Ёлка, подарки, запах мандаринов и, конечно, Вифлеемская звезда. Этот , по-моему, любят все: и верующие, и неверующие. Но всё же это праздник религиозный. Да ещё какой — положивший начало нашему летосчислению. Он относится к числу двунадесятых, то есть, самых важных христианских праздников. Как подготовиться к Рождеству Христову и как достойно отметить его? Об этом мы беседуем с Олегом Кириченко, протоиереем храма Иоанна Предтечи.

Отец Олег, почему празднику предшествует длительный пост?

Рождественский пост служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова. Пост установлен для того, чтобы мы очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия.

Но Рождество только недавно стало признанным праздником и даже выходным днём...

Рождество Христово — не только светлый праздник православия. Это праздник возвращенный, возрождающийся. этого праздника, исполненного подлинной человечности и доброты, высоких нравственных идеалов, в наши дни открываются и осмысливаются вновь.

Каковы основные атрибуты праздника?

Хочу обратить внимание: все обычаи, которые мы привыкли связывать с календарным Новым годом, были совершенно сознательно украдены в свое время у Христова Рождества. Это произошло в 1935 году. Учитывая, что народ никак не желал расставаться с одним из самых любимых праздников — с Рождеством, вожди СССР решили вытеснить его празднованием Нового года. Именно к новому советскому празднику стали составляться сценарии новогодней светской обрядности. Не долго мудрствуя, чиновники от культуры скопировали многие рождественские традиции, надуманно прикрепив к празднованию и персонажей сказки А. Н. Островского «Снегурочка».

Новогодней, кстати, была объявлена и рождественская ёлка — символ вечной жизни, неумираемости. Восьмиконечная Вифлеемская звезда стала при этом красной и пятиконечной. Старинная рождественская традиция — детские подарки под ёлкой — также оказалась украденной и присвоенной Новому году. Это же можно сказать и о ёлочных игрушках — символах плодов Древа Жизни, которое росло посреди Рая. Увы, православное Рождество окрадено и поныне...

Рождеству предшествует особый день — сочельник. Откуда такое странное название?

Слово это происходит от ритуальной пищи, вкушаемой в этот день, — сочива. Сочиво, или кутья, — каша из крупы (пшеницы или ячменя, ржи, гречки), смешанной с мёдом и миндальным и маковым соком. Это ритуальное поминальное блюдо. Благочестивый народный обычай запрещает вкушение пищи в сочельник до первой звезды.

Делается это в память о Вифлеемской звезде, возвестившей волхвам о Рождестве Спасителя. Остроглазы высматривали появление на небе самой первой звёздочки и садились за стол кушать сочиво. В этот день пост приобретает высшую степень строгости. Едят в этот день сладкую кашу с мёдом. Само название дня происходит от слова «сочиво» (то же, что «коливо» — вареные зерна риса или пшеницы).

Все те, кто намеревается ночью причаститься святых Христовых Тайн, стараются в сочельник очистить свою покаянием. Пищу в последний раз они принимают примерно до 18 часов.

Этот день наполнен особым праздничным ожиданием. И вот ночная Божественная литургия — радостное и снегосветлое торжество...

А затем наступает и сам праздник...

Рождество — праздник, когда вся семья, вернувшись из храма, собирается за общим столом. Стол готовился обильный: блины, рыбные блюда, заливное, мясной холодец, домашняя колбаса, жаркое, медовые пряники и, как правило, жареный рождественский гусь.

Подобно ангелам, возвестившим радость о рождении Спасителя, ранним рождественским утром по домам ходят христославы. Обычно это дети. Как вифлеемские пастухи, они возвещают и воспевают славу Богу и родившемуся Спасителю пением колядок. Не открывать дверь христославу — большой грех! Самых малых одаривают сладостями, а тем, кто постарше, бывает перепадают и деньги.

Откуда пошла традиция вручать рождественские подарки?

У этого обычая много корней. Издревле святитель мирликийский Николай считается дарителем подарков. В годы гонений на церковь этот угодник Божий у нас в стране получил особый псевдоним — . С этим прозвищем он не переставал приходить к детям даже в самые богоборческие годы.

Празднование Рождества продолжается не один день. Как проводить ?

Святки — двенадцать дней после праздника Рождества Христова (с 7 по 18 января). Они продолжаются до Крещения Господня. На святки запрещено заключать брак. С экранов телевизоров, по радио, из газет нам внушают, что на Руси в дни святок были приняты гадания, игрища с переодеванием, народные гулянья. На деле церковь, заботясь о нашей чистоте, всегда запрещала эти суеверия. Центральным моментом святочных торжеств было иное. Русские люди, всегда столь добрые и отзывчивые к несчастьям ближнего, особенно охотно оказывают благотворения в дни святок разного рода убогим, сирым и несчастным, желая, чтобы святки они проводили не в скорби и слезах, а в радости и счастье.

Беседовал Николай Марченко

Источник — oblvesti.ru/

Эту запись посмотрели 20 раз, из них 1 сегодня



Дата публикации: 6 января 2012

Размещено в рубрике: Общие новости

Комментирование закрыто.