Протоиерей Олег Кириченко о Пасхе и её традициях

Протоиерей Олег КириченкоНа вопросы по пасхальной теме отвечает о. , протоиерей храма Иоанна Предтечи, член Общественной палаты Волгоградской области, заведующий Отделом по взаимодействию с казачеством Волгоградской епархии Русской Православной Церкви.

 - Батюшка, почему — главный праздник года?

— Слово Пасха означает «переход». Сам Сын Божий, через воскресение из мёртвых, перешёл от этого мира к Отцу небесному, от земли на небо, освободив от вечной смерти и тех, кто принял Его, стал верующим во имя Его. Пасха – это и переход от старого (Ветхого) завета к Новому. Праздник возвещает обновление и спасение мира от дьявольского рабства. Свет Воскресения Христова озаряет будущее, вечную жизнь и судьбу каждого христианина за гробом.

В пасхальном празднестве ярко присутствует тема связи двух миров: мира земного, материального, и мира небесного, горнего. Предстоя гробу Господню, мы уверяемся: всё, что казалось важным в земной жизни, теряет смысл, и по-настоящему важным становится иное. Для христианина нет более радостного дня, чем этот, ибо Христос смертью смерть попрал — победил, Сам воскрес из мёртвых, и нам подарил вечную жизнь. Именно это побуждает всех нас почитать Пасху как самый великий день года, как «праздников праздник и торжество торжеств».

 - Как нужно проводить этот день?

 — Как праздновалась Пасха раньше, видно из слов святого Григория Нисского. «Сегодня, — говорил он, — вся вселенная, как одно семейство, собравшееся для одного занятия, оставив дела обыкновенныя, как бы по данному знаку, обращается к молитве… Как новый, только что образовавшийся рой пчёл, в первый раз вылетевший из пчельника на свет и воздух, весь вместе садится на одной ветви дерева, так и в настоящий праздник все члены семейств отовсюду собираются в свои дома».

Всем нам следует встречать праздник именно так — в святости, в благоговении и чистоте.

Предшествует ему Великая Суббота — последний день Великого поста — самая постная из всех суббот. Пища без растительного масла. В этот день мы вспоминаем Христа, лежащего во гробе.

Хозяйки готовят пасхальные кушания и несут их в храм для освящения. Ближе к полуночи верующие вновь подтягиваются к храмам. В это время начинается пасхальный крестный ход.

Современные электронные средства массовой информации предоставляют возможность участвовать в ночном торжестве всем тем, кто по различным причинам не смог быть в эту благодатную ночь в Божьем храме. После 23 часов сразу несколько телевизионных каналов начинают трансляцию патриаршего Богослужения из самого главного храма России – храма Христа Спасителя. Чем замечательны эти телетрансляции, так это великолепным комментарием всего происходящего.

Напитав души духовной пищей и небесным хлебом (причастием святых Христовых Тайн), верующие, возвратившись из храма домой, приступают к «разговлению». Этим словом именуется радостная и торжественная трапеза, знаменующая собой окончание поста. За столом обычно собирается вся семья, так принято отмечать этот праздник.

 - Многие на пасхальное освящение, кроме пасхи и яиц, приносят вино, колбасу, мясо… Правильно ли это?

— В канун торжества верующие приносят для освящения в храм пасхальные кушания — не только окрашенные в разные цвета яйца, творожные пасхи и куличи, но и мясные яства и, часто, вино. Это совершенно нормально, обычай весьма древний. «Совершая память Христа, Агнца (Ягнёнка) Божьего, страдальчески принесенного в жертву за очищение грехов всего мира, христиане, — говорится в «Новой Скрижали», — в доказательство духовного веселья, в день св. Пасхи, приготовляют пищу из мяс безсловесного ягнёнка, освящённого благословением церковным».

Безусловно, порицая пьянство и разгул, церковь, вместе с тем, устами Давида-царя свидетельствует, что «вино веселит сердце человека». В нашей жизни могут и должны быть дни веселья и особой радости. На радостной трапезе в день Светлого Христова Воскресения умеренное употребление верующими вина не может считаться предосудительным, как не было предосудительно и самое первое чудо Спасителя, совершённое им на браке в Кане Галилейской: превращение воды в вино…

 - Почему нельзя поминать усопших на Пасху?

— В не столь уж далёкие безбожные времена посещение кладбища, уход за захоронением близкого человека по сути являлись единственным (часто подсознательным) соприкосновением человека с миром иным. Душа абсолютно каждого человека по своей природе нематериальна, она христианка (такое мнение высказывал ещё в III веке Тертуллиан). Неосознанная потребность человеческой души в некоем соприкосновении с тем, что за гробом, как раз и выразилась в том, что в советские годы именно на Пасху (когда вспоминается смерть и воскресение Христа) массы духовно забитого народа толпами бросались к местам захоронений своих родных, зачастую сопровождая уход за могилками языческой тризной с употреблением спиртного. Возникла своеобразная нездоровая .

Сейчас всё изменилось. Явных гонений на христиан нет. Настало время духовного просвещения и возвращения народа к православной вере. Допустимо ли в наши дни массовое посещение кладбищ в Пасху? Однозначно, нет. Данный обычай следует всячески искоренять. Весьма дурно поступают власти, популистски предоставляя в первый день св. Пасхи транспорт для посещения кладбищ. Пасхальное поминовение усопших совершается на второй неделе Пасхи – преимущественно во вторник. День этот получил наименование «Радоницы». В этом году Радоница 24 апреля. С глубокой древности поминовение усопших совершается именно в это время — после торжеств Пасхи. Мы разделяем нашу радость с усопшими близкими.

Вот тогда и нужна помощь людям с транспортом. Когда-то этот день объявлялся нерабочим днём, к чему и сейчас нужно побуждать наших «народных избранников». Важно, чтобы всё в этот день было благопристойно и чинно. Не языческие тризны, но пасхальная церковная молитва должна сопутствовать тем, кто действительно желает добра своим умершим.

 - Как правильно приветствовать друг друга, и обязательно ли христосоваться?

— Радостное пасхальное приветствие «Христос воскресе!» напоминает нам то состояние апостолов, в котором они, когда внезапно пронеслась весть о воскресении Христовом, с изумлением и радостным восторгом спрашивали один у другого: «Христос воскресе?» и отвечали один другому: «Воистину воскресе!» Троекратное взаимное лобзание является выражением любви и примирения друг с другом, в память всеобщего прощения и примирения нашего с триединым Богом через смерть и воскресение Иисуса Христа. В этих кратких словах заключается вся сущность нашей веры, вся твёрдость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства. При целовании и приветствии верующие издревле дарят друг другу окрашенные яйца. Яйцо – символ новой жизни. Окрашенное красной краской (а в старину именно так), оно напоминает нам, что наша новая жизнь приобретена пречистой кровью Иисуса Христа. Вплоть до праздника Вознесения (в этом году 24 мая) верующие, миряне вместо «Здравствуй», «Доброе утро», «Добрый день» приветствуют друг друга только радостным Пасхальным приветствием: «Христос воскресе! Воистину Воскресе!».

Источник - ioann-predtecha.ru/

Эту запись посмотрели 26 раз, из них 1 сегодня



Дата публикации: 12 апреля 2012

Размещено в рубрике: Новости приходов

Комментирование закрыто.