Религиозные культуры и светская этика

Религиозные культуры и светская этикаО нововведении мы побеседовали с иереем Сергием (Силичевым) Кирилло-Мефодьевского прихода.

«Программа предлагает три направления на выбор. Основы религиозной культуры, включающие изучение четырех религий, традиционных для России: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Далее — основы светской этики. Здесь, очевидно, будет вестись разговор о том, как человек должен вести себя в обществе. И третий — основы мировых религий. Чисто обозревательный курс, дающий представление об основных верованиях человечества», —

вводит в курс дела иерей Сергий.

Сегодня существует огромное количество учебников по всем трем направлениям. Не все они, конечно, однозначны по своей ценности, но есть список литературы, который рекомендует Министерство образования.

Однако главная проблема не в учебниках, а в учителях. Ведь предлагаемая программа — не курс каких-то точных или гуманитарных наук, традиции преподавания которых складывались десятилетиями. У нас есть учителя в воскресных школах. Но далеко не все они по своей квалификации могут преподавать в обычной школе. В Волгоградской епархии уже давно работают курсы повышения квалификации преподавателей, специализирующихся на основах православной культуры, но этого недостаточно. На сегодня мы не имеем и 10 процентов требуемого числа преподавателей предлагаемого курса. А вопрос требуется решить до первого сентября.

— Действительно ли курс рассчитан на год и только на четвероклассников?

«Да, это так. Я не знаю, почему принято такое решение. Ранее вообще предлагалось преподавать этот курс только одну четверть. Но, слава Богу, разработчикам и самим стало понятно, что это будет разговор ни о чем, выхолощенная, эпизодическая информация. В течение года уже можно что-то преподать, и то этого времени не хватит. Но теперь будет хоть какая-то возможность рассказать детям о духовных ценностях. Вообще, очень сложно говорить о вещах фундаментальных. И здесь главное, на мой взгляд, найти подход. Основная задача этого курса культурологическая. Государство не ставит задачу религиозного образования. Принцип разделения государства и церкви соблюдается однозначно. Это нужно помнить».

— Иерей Сергий, каково отношение православной церкви к такого вида курсу?

«Естественно, церковь эту инициативу приветствует. Все-таки это какой-то прогресс во взаимоотношениях светского общества и церкви. Да и родители отнеслись нормально. Тем более, что в курсе представлен широкий спектр направлений, способный удовлетворить любые потребности. Но здесь, конечно же, необходимо правильно объяснить людям, для чего все это, каковы главные цели и задачи нового предмета. Все-таки некоторые опасаются „присутствия“ в школе церкви. Но мы вообще никоим образом не будем присутствовать в этом преподавании. Можем прийти на классный час, на какие-то дополнительные уроки, но не имеем права по определению приходить на урок и преподавать».

— Пилотные проекты этого предмета уже прошли апробацию в девятнадцати регионах. Есть ли положительные результаты?

«Многие опасались, что курс внесет раскол в национальные и религиозные отношения. Ничего подобного не происходило. Наоборот, эти знания вносят ясность в нашу жизнь: во что мы, собственно, веруем, как мы веруем, что нам дает вера вообще? Это фундаментальные знания. Поначалу будет трудно. Но не нужно бояться того, что с первого раза что-то не получится. Нужен диалог. Будем взаимодействовать, мы сможем что-то посоветовать. Но эту проблему необходимо срочно решать. Ведь сегодня никто не отрицает, что нашим детям необходимо духовное развитие. Говорить о духовных ценностях нужно, а детям, обществу в целом самим выбирать — следовать ли им. Вопросы, которые ставит перед нами жизнь, заставляют нас обращаться к фундаментальным понятиям. Это жизненная необходимость».

Юлия Фараджева

Эту запись посмотрели 15 раз, из них 1 сегодня



Дата публикации: 10 апреля 2012

Размещено в рубрике: Общие новости

Комментирование закрыто.