Литературное общество «КОЛОС»

Литературное общество "КОЛОС"Интервью с директором Волгоградского епархиального Духовного училища священником Владимиром Тупиковым. На стенде, содержащем информацию о жизни Богословского факультета Царицынского православного университета преп. Сергия Радонежского, обращает на себя внимание рисунок раскрытой книги и лежащего поверх нее колоса. Это эмблема литературного общества «КОЛОС», который действует в стенах уже около четырех лет.

Начиналось все с двух преподавателей ЦПУ – иерея Владимира Тупикова и иеромонаха (ныне – игумена) Иакинфа (Глушкова), которые захотели поделиться своей любовью к классической литературе со студентами богословского и регентского факультетов. Однако со временем круг участников расширялся – теперь это студенты волгоградских вузов, и школьные преподаватели.

— Отец Владимир, первый вопрос, который вполне предсказуемо приходит в голову, – почему именно «КОЛОС»?

— Вообще название «КОЛОС» изначально мыслилось как аббревиатура – « Любителей Отечественной Словесности». Но мы долго определялись с первой буквой «К». Культурное это общество, клерикальное или космическое – мы так и не решили. Решили пока оставить все как есть.

Однако символика, мне кажется, вполне очевидная. Если приглядеться к эмблеме, то можно увидеть, что под книгой есть цитата из Евангелия от Луки: «Вышел сеятель сеять семя свое…» (Лк. 8:5). Ведь русская классика взросла на христианской почве, питалась ее соками. И поэтому истинно великие произведения являются плодами тех семян, которые сеял Господь и которые попали на добрую почву.

Это значит, что наш основной принцип – при обсуждении тех или иных произведений опираться на православную традицию, чтобы увидеть в произведениях классики самое главное – их непреходящий смысл.

— А еще принципы есть?

— Есть. Один из важнейших принципов – это необходимость осмысления того, как рассматриваемое произведение соотносится с нашей жизнью. Как жизнь того или иного героя сопряжена с моей собственной. Например, можно сколько угодно осуждать доктора Рагина, Фому Опискина, Ноздрева, однако важно увидеть их в себе, а увидев, начать что-то с этим делать, работать над собой.

— Но тогда не проще ли читать аскетические произведения?

— В этой связи вспоминается один давний разговор с моим знакомым, который на вопрос, читал ли он «Братьев Карамазовых», ответил очень, на первый взгляд, благочестиво. Он сказал: «Что есть у Достоевского такого, чего бы не было у Иоанна Лествичника»? Логика, конечно, безупречная, но я-то знал, что на тот момент он не читал ни Ф.М. Достоевского, ни Иоанна Лествичника. Однако для людей, получающих богословское образование, этот аргумент может стать такой благочестивой отговоркой не читать классику.

Лично я продолжаю считать, что человеку, живущему в рамках русской культурной парадигмы, нельзя выйти на сознательное чтение и восприятие Святых Отцов, минуя русскую же классическую литературу. Хотя бы потому, что чтение Отцов предполагает серьезную интеллектуальную подготовку, определенную культуру , а если человек не может осилить текст классика, едва ли он «потянет» тексты Василия Великого или Максима Исповедника.

— Речь идет только о воспитании культуры чтения? Больше ничем классика помочь не может?

— Конечно, речь не только о воспитании в себе умения читать (хотя это само по себе уже очень хорошо). Могу поделиться личным опытом того, как произведения наших классиков помогли мне глубже уяснить смысл некоторых положений православного вероучения. Например, после чтения «Палаты №6» А.П. Чехова я лучше понял различия между понятиями «личность» и «индивидуальность», которые не только разводятся, но и отчетливо противопоставляются друг другу в рамках православной антропологии. Кроме того, та же классика очень помогает как иллюстративный материал при объяснении той же антропологии светским людям, например школьным преподавателям. Им примеры, взятые из произведений классиков, гораздо ближе, чем чисто богословские объяснения.

— Отец Владимир, как Вы оцениваете состояние современного общества с позиций его отношения к книге?

— Думаю, мой ответ будет весьма предсказуемым. Ситуация в этом смысле все хуже и хуже. Фантасты уже достаточно давно предвидели, что наступит время, когда книжная культура будет уничтожаться. «Мнемон» Р. Шекли, «451 по Фаренгейту» Р. Бредбери, «О дивный новый мир» О. Хаксли и другие произведения говорят о том, как для того, чтобы сделать людей безропотными исполнителями чужой воли, первым делом уничтожаются книги. Вместе с тем, их уничтожение является и уничтожением культуры мышления, да и всей культуры в целом. Отказ от книги в этом преломлении – это отказ от способности думать, от необходимости принимать решения и нести за них ответственность. А свято место пусто не бывает. За тех, кто не хочет думать сам, сейчас думают киноактеры, юмористы, ведущие разных ток-шоу. Это видно совершенно отчетливо.

— А Священное Писание – это ведь тоже Книга…

— Совершенно верно. Священное Писание – это письменно зафиксированное Откровение, слово Божие. Евангелие постоянно присутствует на Престоле в храме, Священное Писание регулярно читается за богослужением – это непрекращающееся обращение к Тексту определило особое благоговейное отношение к книге в христианской культуре. По словам одного западного исследователя, христиане первых веков были в необычайной степени читающим и сочиняющим книги народом. Именно в Церкви раньше всего произошел переход к новой практичной и перспективной форме книги – кодексу. Да и грамотность (на Руси, например), как вы помните, распространялась прежде всего по церковным (точнее, монастырским) каналам.

Сейчас едва ли можно сравнивать читающих и сочиняющих книги первых христиан с нами, но проблема налицо. Как будут воспринимать в высшей степени насыщенное тексами Священного Писания богослужение люди, которые не воспитали в себе культуру чтения книг, ответить сложно.

— Вернемся к литературному обществу «КОЛОС». Как часто проходят встречи?

— Встречи проходят не так часто, как хотелось бы, – всего раз в месяц, – но это вполне объяснимо современной загруженностью людей. Впрочем, для тех, кому время позволяет встречаться чаще, мы пытаемся организовывать дополнительные встречи. Это лекции по православной антропологии или встречи с преподавателями светских вузов, которые также рассказывают о своем видении тех или иных авторов или произведений.

— Все так серьезно…

— Стараемся. Основной формат – это серьезные обсуждения на достаточно высоком уровне, но есть у нас и праздничные встречи, на которых мы просто общаемся. В основном они приурочены к церковным праздникам – Пасхе, Рождеству, Троице, Успению… Там мы поем песни, пьем чай, ближе знакомимся друг с другом. Хотя, конечно, литературная составляющая обязательно присутствует – тексты, которые читаются, песни – все это должно соответствовать смыслу праздника.

— Осталось, наверное, только назвать время ближайшей встречи на случай, если кто-то захочет присоединиться.

— С удовольствием. Следующая встреча, кстати, будет праздничной и состоится на Светлой седмице 6 мая в 18:00. Ждем всех!

Беседовала Мария Шишкина

Эту запись посмотрели 102 раз, из них 1 сегодня



Дата публикации: 29 апреля 2013

Размещено в рубрике: Общие новости

Комментирование закрыто.