Священник Владимир Аврамов: «Главное, чтобы у человека была миссия»

Священник Владимир Аврамов: "Главное, чтобы у человека была миссия"Интервью с руководителем Молодежного отдела Волгоградской епархии; клириком Казанского кафедрального собора; преподавателем Богословского факультета Царицынского православного университета; кандидатом богословия священником Владимиром Аврамовым (Вестник православной молодежи № 002 (11) 2013, Волгоград)

— Отец Владимир, Вы как председатель молодежного епархиального отдела и ЦПУ много общаетесь с молодыми людьми, наверное, есть опыт общения как с воцерковленной, так и c невоцерковленной молодежью. Можно ли проследить тенденции, проблемы, которые сегодня волнуют молодежь?

— Если говорить о церковной молодежи, то основная проблема — среда общения. Об этом доводилось слышать и из уст учащихся богословского факультета, и студентов училища, и просто знакомых. Все они отмечают отсутствие постоянно действующих площадок для встреч православной молодежи – альтернативы светским клубам. В частности, таким местом является сам православный Университет. Однажды на собрании к началу учебного года Владыка четко заявил, что сюда пришли не учиться, а организовывать крепкие семьи. Не всегда богословы женятся на регентах, но такие случаи бывают. Или всем известный пример: в столовой Троице-Сергиевой Лавры работают девушки, которые приезжают с разных уголков страны, для того, чтобы выйти замуж. Там наблюдается определенная текучка, подтверждающая, что система работает. Другой вариант знакомство в Интернете, но оно зачастую очень плохо заканчивается. Вот у меня товарищ, таким образом, женился после знакомства в Интернете. Получилась быстрая свадьба, а потом появилось много проблем, так как люди не успели хорошо узнать друг друга и их родственников, от которых тоже многое зависит.

Проблема среды общения состоит еще в том, что оно не должно быть только на уровне развлечения. Это и в светском варианте не решает проблему. Если молодой человек знакомится с девушкой только в развлекательных сферах — все это красиво, но потом в иных обстоятельствах появляются трудности. Поэтому развлекательная (искусственная) среда только закрывает те или иные стороны, которые надо знать друг о друге. Важно чтобы было связано с трудом (физическим, социальным, интеллектуальным) и в нем была миссия, социальная значимость, чтобы люди это чувствовали и умели помогать друг другу. В этом варианте есть возможность узнать друг друга. Совместное служение может быть связано с будущей профессиональной деятельностью молодых. Таким образом, они решали бы две задачи: не уходя от своей деятельности, пытались бы делать это в общении с другими людьми, не исключая православных ориентиров в деле.

Вот в том числе мероприятия, которые проводит Молодежный епархиальный отдел, связанные с культурой, такие как Рождественские встречи, интеллектуальные игры. Их смысл заключается в познавательном элементе, эти встречи в некотором смысле должны нам помогать учиться критически относиться к современной культуре на основе тех или иных православных ценностей. К примеру, из той же традиционно русской культуры что-то брать, а что-то адаптировать. Не стоит сразу переодеваться в сарафаны, но выносить определенные принципы, которые были серьезно отработаны (процедуры выбора жениха и невесты, организация жизни молодой семьи). Все мы должны быть в какой-то мере богословами, то есть уметь определять что иллюстрирует то или иное явление культуры и какие подводные камни могут там крыться. Мы должны помогать, чтобы молодежь становилась такими экспертами, живя в современной культуре, умела оценивать происходящее с точки зрения православия.

— Молодость — период по времени не совсем долгосрочный. Как молодой человек должен правильно распорядиться этим временем для продолжения своего жизненного пути?

— В молодости человек похож на надутый шарик (закончил школу, входит в новую жизнь, у него много энергии), который отпустили и он очень энергично, хаотично летает по комнате. В зависимости от жизненного периода направления могут меняться, но главное, чтобы у человека была какая-то миссия, ключевая идея. Конечно, она не должна быть меркантильной (скажем, заработать много денег). Даже если эта идея сначала будет несколько эгоистичной, важно, чтобы постепенно она выходила на идею помощи другим людям, пусть сперва даже всему миру (это тоже нормально — помогать всему миру). И все же главное, чтобы миссия была, а Господь, видя такое расположение, рано или поздно выведет человека на его русло, где он сможет найти себя в жизни. Это относится и к профессиональной ориентации. Человек может еще пока Бога и не знать, но имея направление этой миссии, будет ведом ею, как неким голосом Божиим, к тому, что ему нужно. Со временем станет понятным что все эти поиски были ему полезны. Сейчас у нас в Казанском соборе находится икона свт. Луки Войно-Ясенецкого. Его пример нам показывает, что в жизни он занимался многим, в основном, конечно, медициной, но и у святителя тоже были колебания. Придя в церковь он испытал их при выборе направления служения в ней. Прислушавшись к голосу Божию, Крымскому епископу удалось совместить все свои дела и войти в историю великим медиком, епископом и даже святителем. В его апологетических работах совмещаются и наука, и религия.

Итак, во-первых — это профессиональная ориентация, а во-вторых — семейная жизнь. Не надо забывать, что молодость длится от 15 до 30 (35) лет. И, согласно Паисию Святогорцу, не надо затягивать с женитьбой, потому что молодежный возраст помогает решиться на этот шаг. Как он говорит: «Для того, чтоб жениться, надо немного сумасбродства». Потому что если тщательно присматриваться, то идеальных людей нет, а в молодом возрасте человек еще гибкий. Он погружается в новую жизнь и начинается притирка к другому человеку, которая дает более реальное ощущение жизни. Пока человек живет один это еще не так чувствуется, а в семье все эти отношения становятся более реальными и к профессиональной работе меняется подход. Остается меньше времени, чтобы совершенствоваться в профессии, дети «мешают», «мешает», а потом начинаешь понимать, что не мешают, а это Бог тебя испытывает, ставя в такую ситуацию недостатка времени для подготовки к профессиональной деятельности. Здесь уже появляется большее упование на Бога и понимание того, что все делается не только своими силами. Этот принцип мы видим в Ветхом Завете. Бог своих избранников ставит в жесткие ситуации, иногда заставляет их делать абсурдные вещи, а порой, даже ограничивает их силы. Гедеону ограничивает число воинов, Ною говорит строить ковчег, где вообще нет воды, то есть проверяет их силы, воспитывает упование на Бога.

И в нашей жизни семья является одним из средств борьбы с эгоизмом, где понимаешь, что не все можешь сделать своими силами и Бог восполняет твои силы, помогает в делах, которые ты уже не решаешься делать. Вот эти два момента, связанные с миссией и семейной жизнью, с которой не стоит затягивать.

— Мы беседуем в преддверии Великого Поста, не могли бы вы поделиться своим первым опытом переживания Великого Поста, и рассказать для невоцерковленного человека, какую пользу для себя он может вынести, вступая впервые на поприще Великого Поста.

— Главный смысл поста — это послушание Богу, даже если не понимаешь зачем это нужно, почему, что мне это даст. Именно веря Богу, начинаешь Его слушаться и в чем-то себя ограничивать, в плане пищи, общения — это и есть главный смысл. И если человек переступает эти «зачем», «почему» или просто «есть хочется, того же мяса», пробует ограничить себя в пище, пытается по возможности усилить богослужебный режим, то первое что ощущутит (но это сложно выразить словами) — близость Бога. Через это послушание Бог становится к человеку ближе и начинаешь больше ощущать реальность слов, что не хлебом единым сыт человек.

А если вспомнить свой первый опыт, то у меня была возможность ходить на службы — был не сильно занят. Воцерковляться я начал активно и в постовые службы, особенно первой недели, когда бесконечно читается Псалтирь. Хотя не все понимается и улавливается, но тем не менее создается ощущение значимости этих слов и что это и есть то питание, которое сравнимо с хлебом или даже больше, какая-то радость, когда наполняешься смыслами. Потом эти смыслы в течение жизни будут раскрываться в тех или иных обстоятельствах, будет узнаваться что-то новое. Но важно вступить в пост не потому, что знаешь для чего это нужно, не ради похудения или еще чего-то, а именно для такой возможности ограничить свою волю и послушаться Бога через Церковь. Это и открывает дверь для тех переживанйи, ощущений, о которых я рассказал, а дальше уже раскрываются другие смыслы поста и там тоже оказывается все достаточно продумано и интересно.

— Какие могут быть аргументы против возражений и светских стереотипов человека по поводу вступления в пост?

— Если рассматривать вопрос о питании, то в посте тело выступает как средство, чтобы ослабить плоть, и потом, будет ощутимее праздник. В посте одним из смыслов после послушания Богу является подготовка к большим праздникам: Пасхе, Рождеству Христову, празднику первоверховных апостолов Петра и Павла, Успению Божией Матери. Пасха – самый главный праздник. Ограничивая себя в пище человек отвлекает от нее внимание и появляется больше времени погрузиться в понимание смысла праздника. А к этому плавно ведут Евангельские . И человек радостный, со смыслом, с большим сознанием, чем в прошлом году встретит Пасху. Подходя к посту важно помнить, что должны быть этих два момента. Если только ограничиться в пище и не вникать в смыслы праздника, то в этом плане противящихся людей понять можно, ведь они что-то теряют и ничего не находят. Евангелие говорит, что если бес исходит и бродит по безводным местам, а остается выметен и чист, то есть он ничем не заполнен, то этот бес, конечно, возвращается и еще с собой семь друзей приводит. Мы убираем что-то не просто ради чистоты, так как эта чистота может обернуться потом гордостью, тщеславием, а мы это убираем лишь как препятствующее нашему общению с Богом, с ближними, познанию духовному. Поэтому здесь надо понимать, что есть нечто перевешивающее какие-то ценности и интересы. Например, сумасшедший ученый, у него в комнате может быть все грязно, навалено, а он сидит и ему ничего не надо, изучает что-то. В некотором смысле пост предлагает отодвинуть все материальные заботы на второй план, никто не говорит выкинуть их совсем. Ведь это определенный период, на ограниченное время (раньше на Руси и торговые лавки закрывались на время первой седмицы Великого поста), чтобы обратиться к духовному. Если человек видит ценность, то поститься становится легче и интереснее. Это на уровне духовном.

А на уровне телесном могу привести пример своей дочки. Почему она хочет поститься? Не потому что у нее великая духовность. А она, как-то попостившись за компанию с родителями, по послушанию, ощутила как приятно потом разговеться. Понятно, что это не самый лучший вариант, но здесь серьезный вопрос. Современные люди, пресыщаясь, теряют радость к жизни. Если постоянно есть мясо, оно становится как вата. Юрий Шевчук так поет: «белой ватой жую мясо», то есть человек уже не ощущает вкуса мяса. Здесь создается особый эффект, ведь когда наступает праздник, и Бог дает что-то вкусить, человек испытывает радость и на телесном уровне, не доступную людям, которые едят мясо каждый день. В этом плане нового ничего нет, в Церкви соблюдаются технологии создания праздника, то есть в празднике должно быть нечто эфемерное, что появляется раз в году и потом исчезает с приходом следующего поста. Это обилие и разнообразие пищи на Пасху, по сравнению с предыдущим периодом, на телесном уровне дает радость, и люди, которые не постятся, лишают себя этой радости. Поэтому пост — это не мазохизм какой-то, а правильный ритм жизни, свойственный человеку как существу циклическому, которое не находится все время на одном уровне.

— А для людей не первый год постящихся возможно ли избежать обыденности в отношении поста, можно ли ждать прежних плодов от него?

— Это не только в плане поста, периоды духовной жизни человека известны всем. В пору неофитства Бог помогает, дает какие-то ощущения, а далее человеку предлагается проявить больше своей воли, своих усилий. Здесь важно не сбиться с ритма, хочешь-не хочешь – пост пришел и все, даже если не испытывает человек ощущений радостных, это опять же по послушанию: «что Бог сказал – я буду выполнять». Воспитание любви к Богу через послушание – это первое. А второе – это проблема многих современных церковных людей, все же надо более глубоко вникать в мировоззрение православное, оторвавшись от материального вникнуть в смыслы во время поста. Если у человека нет возможности вникать в эти смыслы и во время поста, то начинается некоторое охлаждение, поэтому нужно движение к смыслу, а смысл — это Бог, а Бог есть Дух. Он дает новые ощущения, переживания, остается живость, пост становится более неформальным. А если остановиться, то получается, что все известно, никаких открытий нет. Значит нужно постоянное движение. Такое движение нужно стремиться соединить с контекстом своей повседневной жизни, чтобы видеть, что это помогает тебе решать твои повседневные вопросы в семье, в профессии, в общении с другими людьми. Эта связка должна быть, поскольку она дает определенную мировоззренческую призму как решать те или иные проблемы, дает силы на их решение. Этот принцип предполагается и в будущей жизни. Постоянное познавание Бога – это состояние никогда не заканчивается, люди познают Бога, но не познают Его до конца. И понуждать себя хорошо, но и это должно дополняться усилиями к познанию. Это не значит, что каждый день Великого поста будут открытия, но понуждая себя и имея нацеленность на познание, то будут и прорывы.

— Как же правильно установить себе ту меру на время поста, скажем чтения, чтобы это не было сверх сил?

— Здесь важно помнить, что все это лишь средства. Главное – совместно с духовником ставить ближайшие задачи исходя из текущего состояния отношений с Богом, с ближними, для того, чтобы искоренять то, что мешает передвинуться на другую ступень отношений, и глядя на это уже подбирать те или иные средства – Псалтирь или Евангелие. Ни в коем случае пост не должен быть спортивным интересом. Надо в этих средствах видеть смысл, конечно, Ветхий Завет хорошо прочитать, но только для того, чтобы все знать – это еще недостаточный мотив. Все-таки надо понимать, что пост – это решение твоих проблем отношения с Богом и ближними в тех или иных ситуациях, и исходя из этого подбирать средства. С одной стороны, есть некая стандартная схема жизни, но если ты болеешь, то меру поста надо обсуждать с духовником, согласовывать с врачами и зачастую смиряться с тем, что надо есть какие-то продукты. Ты вроде хотел поститься, как следует, тогда надо более смиренно исключать то, что тебе нравится. Например, надо молочное, тогда не есть сладости. Но конкретных советов здесь нельзя дать. Надо не забыть, что это все-таки не спорт, не просто проверка себя, даже если с начала будет так – тоже хорошо. Но в это опасно уходить и надо помнить, что пост лишь средство для решения духовных проблем, средство большего познания Бога.

— Чем еще кроме молитвы можно воспользоваться в решении духовных проблем на время поста, возможно, это могут быть или дела милосердия? Каков опыт Церкви в этом направлении?

— Пост — особое выделенное время для общения с Богом, не только за богослужением и чтением Священного Писания, но и помощи ближним. По аналогии с Воскресным днем, когда вроде запрещается работа, но не запрещается кому-то, так и здесь каждый может определить свою меру. Как разновидность помощи ближнему – подготовка Церкви к празднику Пасхи. Как говорит Господь в притче о Страшном Суде: «вы делали это для малых сих, сделали это для Меня». Общение с Богом через помощь ближнему может служить той мерой, которую на время поста можно увеличить. Но надо быть аккуратным, чтобы эта помощь не была искусственна лишь на время поста, а потом не бросить ближнего привыкшего к помощи. Это относится и к детским домам, и к людям социально неблагополучным. Есть вещи очень ответственные, которые нужно делать постоянно, пусть с некой периодичностью, а есть вещи разовые, как, например, подготовка праздника, что можно делать во время поста, лишь согласовывая с богослужениями.

В том числе молодежные встречи (социальные, культурные, интеллектуальные) не должны угаснуть, а наоборот, имея не только развлекательную цель, нести в себе подоплеку труда. Людей можно призывать активно участвовать в мероприятиях – вот эта ваша форма труда. Это форма службы после службы, некоего внимательного погружения в смыслы.

То же может быть и в семье, когда тратишь меньше времени на еду, сворачивая более активную хозяйственную деятельность – больше времени можешь проводить с детьми, женой, мужем, внутри семьи что-то продумать. Вот тоже форма – люди суетятся, работают, а на пост можно уделить больше внимания друг другу, детям, себе. То есть за счет высвободившегося времени переориентироваться, чтобы принести больше помощи ближним.

— Ваши напутствия и пожелания на Великий пост?

— Все вокруг двух заповедей: «Возлюби Бога» и «возлюби ближнего своего». Как не крути, вся Библия об этом, все пророки говорили о том, как достигнуть этого. Поэтому я бы пожелал, чтобы человек, молодой особенно, ощутил свою особую миссию, свое служение. Это служение двояко. С одной стороны, неважно чем ты занимаешься, но ты можешь будучи профессионалом, то есть в рамках служения, живой миссии, больше познавать Бога. И второе, чтобы с помощью этого дела неразрывно помогать людям на разных уровнях, в свою очередь познавать Бога, при этом решая обычные профессиональные задачи, будучи преподавателем или работником технической сферы. Это и человеку будет помогать познавать Бога и, служа людям, давать им возможность общения с Ним, тогда такое дело обретет живость, радость. В любом деле есть все уровни телесные, душевные (в плане эмоций, открытий, профессионального роста) и уровень духовный, который в конечном итоге и позволит всей этой радости не прекращаться и наполнять жизнь глубоким смыслом.

Интервью подготовила Каштанова Екатерина

Эту запись посмотрели 137 раз, из них 1 сегодня



Дата публикации: 7 апреля 2013

Размещено в рубрике: Двоеслов

Комментирование закрыто.