«Дети – завтрашние судьи наши»…

«Дети – завтрашние судьи наши»…Как известно, успешный опыт в вопросе семейного устройства позволил Волгоградской области войти в число регионов, где реализуется пилотный проект «». Безусловно, нужный проект. И много уже сделано, чтобы детишки, волею судьбы оказавшиеся не нужными собственным родителям, обрели кров, заботу, душевное тепло в приемных семьях. И просто здорово, что многим взрослым людям небезразлична судьба обездоленных людей маленьких. Готовя к печати этот материал, я зашла на один из тематических интернет-сайтов, где обнаружила вот такие трогающие душу слова: «Дети — это завтрашние судьи наши. Чем меньше мы думаем о детях-сиротах, тем больше они от нас отдаляются. Чем чаще мы их бросаем, тем больше сами становимся ненужными. Мы и только мы создаем из ребенка человека, и от того в каком обществе он находится, зависит его дальнейшая жизнь. Так давайте же задумаемся над этим! Давайте поможем детям, которые остались в этом мире совсем одни, такие маленькие и беспомощные. Когда-нибудь через много лет, они скажут нам за это спасибо! НЕ БРОСАЙТЕ ДЕТЕЙ! ДАВАЙТЕ ПОМОЖЕМ ИМ ВМЕСТЕ!»

Слова эти, наверняка многим знакомые, показались мне не просто по-настоящему верными. Некоторые из них словно бьют по душе: «чем чаще мы их бросаем…», «не бросайте детей…» Как можно бросить родного маленького человечка? Как можно жить, не зная, где он и что с ним? Как ни печально, некоторые это могут сделать. Иначе, наверное, не было бы проекта «Россия без сирот».

И все-таки, почему родители бросают детей? Об этом мы поговорили с настоятелем Свято-Никольского храма протоиереем Димитрием Климовым.

— Проблемы многих социальных вопросов в том, что их пытаются решить поверхностно – вершки срезают, а корни, из которых те самые проблемы произрастают, остаются. Поэтому можно вкладывать неимоверные деньги в соц.программы, проекты, но толку не будет. Приведу простой пример. В квартире в стене торчат два оголенных провода, в той же квартире находится ребенок. И, представьте, ему говорят: « Ты смотри, не трогая эти проводочки, тебя убьет током». Ни один нормальный родитель так не сделает. Он возьмет и заизолирует эти провода, уберет их. Ведь даже если все-все объяснить ребенку, опасность, что он случайно заденет провода, останется.

Так и здесь. Люди, безответственно относящиеся к своим родительским обязанностям, в основном глубоко пьющие, алкоголизированные не в первом поколении. И дети их начинают пить уже с 12 лет. Почему ребенок у нас спокойно может купить пиво, водку? Все знают, где расположены торговые точки, реализующие так называемый паленый алкоголь, да еще и несовершеннолетним, но должных мер не принимается.

Мне кажется, что основные усилия должны быть направлены на борьбу с алкоголизмом – вплоть до введения сухого закона. Когда уровень алкоголизации понизится, проблемы начнут решаться сами собой. Ну не может нормальная женщина, которая не пропила мозги, оставить ребенка в роддоме. И отец, который не пьет с утра до вечера, не будет вот так относиться к своим обязанностям.

— Но, отец Димитрий, не только ведь алкоголики оставляют детей в роддомах. Известны случаи, когда это делают непьющие, состоятельные люди…

— Их просто запугивают. Если ребенок родился с какими-то отклонениями, тут же, мать еще от родов не отошла, начинают говорить: откажись от него, у тебя молодая семья, ребенком обременишь себя, муж уйдет. Поэтому и отказываются вполне благополучные женщины от детей, таких примеров много. Врачи должны направлять свои усилия не на то, чтобы родители отказались от ребенка-инвалида, а чтобы дать возможность этому ребенку-инвалиду социализироваться в нормальной семье, помочь и родителям, и ребенку. Ведь каждый из нас может стать инвалидом – без рук, без ног, прикованным к постели. А этот маленький человек просто с детства инвалид.

И то, что творится с нашими семьями – еще одна проблема. Полных семей практически нет. Дети часто живут с отчимом или вообще с одним родителем. И это считается нормальным, развод перестал считаться чем-то из ряда вон выходящим. Я как-то стал вспоминать, у кого из моих друзей были разведены родители или неполная семья – ни у кого. Хотя и тогда были трудности, проблемы, разногласия. Но находили супруги общий язык, мирились. А сейчас наоборот. Часто встречаюсь с педагогами – до 50 процентов детей воспитываются в неполных семьях или живут с отчимом.

Есть такое понятие «социальные подпоры» – для фундаментальных общественных институтов. Раньше такие опоры были Простой пример. Если в надувной шарик налить ведро воды, он растечется и лопнет. А если сам шарик будет находиться в ведре, можно лить воды сколько угодно – стены ведра будут удерживать. Стены – это и есть социальные подпоры, скрепы. Внутренних проблем и раньше было много, но были внешние скрепы. А сейчас их нет, поэтому чуть ссора – развод. Мои друзья-видеооператоры осуществляют видеосъемку на свадьбах. Заказов много, поэтому готовый может попасть к заказчику и через три, и через шесть месяцев. И случается, что видеопленка бывает уже не нужна – молодые разошлись…

Точно так же, как курящая женщина. И раньше таковые были, но уходили куда-нибудь на самую дальнюю скамеечку в сквере, там курили украдкой – если кто-то увидит, будут укорять, ведь это неприлично. А сейчас курят у всех на виду и никто не смущается.

Пока все эти проблемы не начать решать в корне – ничего не изменится. Все внешнее – затратно, но малоэффективно. Можно строить новые детдома, обучать  десятки социальных педагогов, но… Сколько в 30-е годы прошлого века и после войны было детдомовцев? Они не имели представления о семье. Но они выросли и ее создали. У сегодняшних детдомовцев это вред ли получится. Тогда помогало, теперь вряд ли поможет. Причины – нравственные, бездуховность нашего общества. Основам нравственности, простым истинам (не убий, не укради и т.д) можно научить. И даже не церковь, а в первую очередь государство должно это делать. В доперестроечные времена общечеловеческая нравственность была на достаточно высоком уровне – люди меньше брали взятки, изменяли супруге, меньше разводились. А в 90-х годах процент верующих увеличился, процент посещающих храм – тоже, а нравственность словно обрушилась – сколько криминала стало, сколько социальных проблем! Что, церковь в том виновата? Конечно, нет. Государство ослабело, перестали действовать нормальные социальные законы, те самые государственные скрепы ослабели.

Можно много говорить, что нельзя воровать, можно к каждому человеку по два священника приставить, чтобы они ему в оба ухо об этом говорили, но полицию никто не отменит. Гораздо эффективнее касательно заповеди «не укради» схватить вора за руку и посадить его в тюрьму. Если же государство самоустранится, если все задачи по воспитанию народа переложит на церковь – толку будет мало.

Люди, которые ходят в церковь и считают себя по-настоящему воцерквленными, конечно  есть, и на их умы и жизни Церковь влияет. Но их мало. По статистике, у нас 70-80 процентов людей считают себя православными, но в храм ходят в лучшем случае раз в год. Поэтому, Церковь не устраняется от воспитания, но что может? Прочтет священник воскресную для 300 человек, пойдет проповедовать в школу, куда-то еще – все равно мало охватывает людей, у нас в Калаче больше 20 тысяч населения. А государство касается всех.

Вот такой пространный разговор получился у нас с отцом Димитрием – и на обозначенную в начале публикации тему, и на тесно с нею связанные. На мой взгляд, он не окончен, ибо многие аспекты проблемы еще остались не затронутыми. К тому же, наверняка многие захотят высказать свое мнение. Поэтому, уважаемые читатели «Борьбы», приглашаем к разговору.

А для того, чтобы еще раз подчеркнуть значимость проблемы, приведем стихотворение, взятое нами опять-таки с интернет-сайта.

КУКУШКА

Ты дала ШАНС, ты сразу не убила…
Носила девять месяцев под сердцем,
Ты скажешь, что его ты не любила…
Что ты закрыла напрочь двери сердца?
А он все слышал… Голос твой и смех…
И связан был с тобою пуповиной,
А ты уже тогда таила
Мечтала, явишься когда-нибудь… С повинной…
И БОГ простит… Да… ОН прощает всех.
А как же ты,… потом, сама с собою…
Ты не услышишь больше звонкий, смех …
Того, кто брошен был, увы, тобою.
Родишь ты в муках,
Отвернешься … Чтоб не знать,
Как выглядит… И пахнет как ребенок…
Да разве можно МАМОЮ назвать
Ту, для которой нет родных глазенок…

Источник

Эту запись посмотрели 18 раз, из них 1 сегодня

Для этой записи меток нет


Дата публикации: 19 мая 2013

Размещено в рубрике: Новости Калачёвской епархии

Комментирование закрыто.