Под монастырским храмом находятся рукотворные пещеры

Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий женский монастырь в городе Серафимович Волгоградской областиЛето – это время путешествий. И совсем не обязательно ехать в Турцию, или с альпенштоком в Кордильеры. «АиФ-Волгоград» предлагает вам маршрут Волгоград-: туда и обратно. Держим путь на старейший донской женский монастырь.  Дорога проходит через -на-Дону. От Горной поляны до Нового Рогачика примерно километров 70. Поля, поля, поля… Короли плантаций – огурцы и помидоры. Чем ближе к Дону, тем заметнее меняется природа. То тут, то там появляются раскидистые ивы. Поля благодатью расстилаются под козьими, коровьими и овечьими языками. Пастухи, развалившись прямо на земле, задумчиво таращатся в ярко-голубое небо.
Калачевский мост через Дон, как всегда, ремонтируют. Пробка по обе стороны реки. Есть время как следует оглядеться. Пологий берег затянуло зеленью. И вдруг у самой тягучей воды откуда ни возьмись стелется желтая полоска глинистого берега. Правый крутой склон обрывом «падает» в воду. Вдалеке виднеются смельчаки, крадущиеся вниз. Запах прохладного Дона резко бьет в нос. Не такой, как у Волги, но тоже насыщенно речной. Слышно, как плещется рыба в воде, гул маленьких катерков, «переговоры» птиц.

Суровикинский район, Клетский, Серафимовичский. Всё одно – поля, марево над раскаленным асфальтом. Одинокая машина мчит через подсолнуховые поля. 250 километров позади, и вот показался поворот на Усть-Медведицкий монастырь.

В 1638 году для донских казаков он был основан как Межигорский. Вскоре его были вынуждены перенести на правый берег, строительство нового храма завершилось в 1665 году. В середине XVIII века на монастырь обрушилось стихийное бедствие. От весеннего разлива Медведицы и Дона почва стала подмываться, начались оползни, стены потрескались; и в 1752 году прямо под Пасху склон горы, на котором стояла обитель, медленно сполз в Дон. Заново монастырь возвели на полверсты выше.

Историю монастыря прежде всего связывают с именем игуменьи Арсении. Родилась Анна (ее мирское имя) в семье Серебряковых. В 16 лет отец захотел ее сосватать, но она заявила, что решение принято – она хочет уйти в монастырь. В 1850 дочь свое желание исполнила. В то время монастырь представлял собой бедную обитель с двумя церквями и рядом крошечных келий. Именно ей удалось его возродить.

На 31 году своей жизни Арсения была принята игуменьей Усть-Медведицкого монастыря. Одной из главных ее забот стала грамотность: были созданы библиотека, , живописная . В 1871 году получив благословение, матушка Арсения начала строительство храма в честь Казанской иконы Божьей матери, через 14 лет он был воздвигнут.

На 72 году жизни Арсения скончалась. Время шло, менялось государство – и с ним история монастырская.

В 1910 году во владении обители было 1197 десятин земли, кирпичный завод, богадельня, школа. Количество насельниц достигало 249. В 1927 году монастырь решением комитета совета рабочих был закрыт. Во время войны большинство монастырских построек разрушились. Немалый ущерб нанесли храму и в послевоенные годы. Но в 1991 году на заседании Синода Русской православной церкви было решено благословить открытие Свято-Преображенского Усть-Медведицкого мужского монастыря. Спустя десять лет он был преобразован в женский.

На самом берегу Дона стоит Усть-Медведицкий монастырь. Его золотые и синие купола одинаково хорошо видны и с воды, и с дороги, которая крутым спуском приводит путешественников к обители. У ворот монастыря только маленький рыжий пес нарушает повисшую в воздухе тишину звонким лаем. Огненным заревом будто полыхает на солнце 33-купольная церковь удивительной красоты. А рядом величественный храм. Прямо у донского обрыва – арочная колокольня.

У самого входа в храм нас встречает матушка. И будто бы ведомые невидимой ниточкой, мы следуем по удивительным образом складывающемуся пути. Надеваю юбку, поправляю косынку. Тем временем еще несколько человек пристроились к нашей импровизированной группе. А матушка уже начала рассказ об истории монастыря, о его наставницах, об игуменье Арсении, о восстановлении храма… Несколько фотографий на стенах – удивительные лица монахинь прошлых веков.

«Проходите, проходите. Зажигайте свечки, пойдемте в пещеры, к Монашкиному камушку приложитесь. Зажигай, милая, и будем спускаться», –

матушка очищает дорогу к темному проходу куда-то вниз.

Еще при строительстве монастыря игуменья Арсения принялась за основание пещер подобно Киево-Печерским. В них она думала устроить церковь, но желание не сбылось. Вход в пещеры начинался из притвора Арсеньевской церкви. Все они ориентированы на юг в гору. Температура в них круглый год одна – 8 градусов. В 30-х годах пещеры засыпали, но усилиями местных жителей спустя 40 лет их частично восстановили.

Чуть дрогнувшей рукой прикрываю трепещущее пламя церковной свечки, медленно спускаюсь в кромешную темноту, опасливо нащупывая ступеньки под ногами. Вглубь пещеры удаляются матушка и ее распевная молитва Божьей матери. Я, словно в другом измерении, по наказанию монахини зажигаю на низких каменных стенах тоненькие огоньки свечей и иду на голос дальше. 150 лет в этих стенах молились, познавали Господа и себя. Будто бы не под землей идешь и не просто вглубь, перестаешь осознавать себя, время, год и час… Оказалось, прошли всего несколько поворотов, и вот у освященной кельи возникшая из темноты матушка в едва угадываемой темной рясе призывает остановиться.

«Заходите, тут крестятся у нас… Ну вот. Просите у Божьей матери, что на душе и прикладывайтесь к камушку. Говорят, исполнится», –

загадочно улыбается.

Старинная икона. Под ней горит свеча. Каменная глыба, на которой проступают следы от маленьких ладоней и коленок. По приданию, на этом камне молилась Арсения о благодати на строительство храма, и на нем явилась ей Божья матерь. Все задуманное осуществить помогла.

В такт молитве шепчу свое сокровенное и прислоняюсь лбом к ледяному камню. Холодно и тепло одновременно становится. Выйдя на солнечный свет, еще долго жмурюсь, не совсем понимая, кто я и где.

Импровизированная экскурсия продолжается в нижнем храме. Еще горящие свечки ставим у икон.

«Тому святому, которому свечу поставила,  пока она горит, молится за тебя твой ангел-хранитель», –

объясняет матушка.

Медленно выходим и поднимаемся теперь уже в верхний храм. Огромная высота купола завораживает. На дальнем пределе виднеются старинные фрески. Мраморные колонны, привезенные 150 лет назад из Италии, отреставрированы, но сквозь новый слой краски виднеются оскверняющие надписи.

«От них уже не избавиться, качество материала не позволяет, стереть можно, только полностью убрав слой мрамора», –

рассказывает матушка.

Постояв еще немного у колоколенки, направляемся на выход. У самых ворот ловлю себя на мысли, что выходить в светский мир не хочется. И все-таки мое место там. Первый шаг сделан, и дальше путь привычно легкий. И вот снова дорога стелется ровно, и кажется, что расстояние сокращается быстрее.

А ночью во сне я все бродила по каменным коридорам пещер и шептала молитву, неизвестную мне наизусть.

Анна Шубина

 

Эту запись посмотрели 61 раз, из них 1 сегодня



Дата публикации: 20 июня 2013

Размещено в рубрике: Общие новости

Комментирование закрыто.