Интервью с игуменом Лазарем (Куликовым)

Интервью с игуменом Лазарем (Куликовым)Интервью с игуменом Лазарем (Куликовым), настоятелем мужского монастыря во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских, руководителем Отдела молодёжного служения Калачёвской и Палласовской епархии. Тема беседы с корреспондентом издания «Молодёжный вестник» — «Православие и патриотизм».

1) Есть ли понятие патриотизма в христианстве?

Говорить за все христианство может только Патриарх. Но есть объединяющий момент для всех – нашу жизнь мы строим на Евангелии, Божественном Откровении, Писании, Предании. В Евангелии есть понятие, которое должно обустраивать всю нашу жизнь – это Царство Божие, Царство Небесное. С этой точки зрения привычное для нас понятие патриотизма приобретает новое измерение. С обретением человеком Царствия Небесного связана вся его жизнь. Проповедь Иоанна Предтечи состояла в том, чтобы человек покаялся, ибо приблизилось для него Царство Небесное. Тогда у каждого человека, каждого христианина нужно спросить: что значит для него Царство Небесное, насколько это ценно для него.

2) Тогда насколько христианин должен быть патриотом?

Можно много рассуждать о том, как народ относится этому, каково представление каждого человека о Царствии Небесном. Но евангельский смысл этих строк связан не с определенным местом на земле, а с качеством жизни человека. «Царствие Божие внутри вас есть». С этой точки зрения, качество жизни человека говорит нам обрел ли он Царствие Небесное или нет. Здесь понятие патриотизма обретает более возвышенный смысл, т.е. патриот – это человек, не только любящий свою Родину, привязанный к месту своего обитания, жизни. Это человек определенного качества жизни, внутренних ценностных установок. Поэтому очень важно, чтобы каждый правильно внутри себя выстроил мир ценностей.

Любовь к Родине нужна, но для христианина вообще не важно, где он родился, где живет. Много есть примеров из жизни святых: человек родился в одном месте, служил в другом, а смерть принял в третьем месте. Именно Царствие Божие для человека является местом, куда он должен прийти, качество жизни, которое он должен достичь. С этой точки зрения в Евангелии понятия патриотизма в той мере, в какой мы его понимаем, нет.

Очень важно для современного человека найти здоровую, основанную на правильных евангельских основаниях евхаристическую общину. Сейчас в храмах – это люди, реализующие свою жизнь индивидуально.

Приходят в Церковь, чтобы утолить свой религиозный голод, а потом уходят из храма. И дальше их жизнь течет параллельно Церкви.

Очень немногие священники понимают необходимость создания на приходе настоящей евхаристической общины, потому что невозможно стать православным по книжке. Это не новинка и об этом много написано. Это , тайна, которая передается от человека к человеку. Этот путь проходит каждый священник, каждый приход, в зависимости от тех или иных особенностей. Но для человека, считающего себя патриотом, сейчас сложно примкнуть к какой-либо общине, потому что она еще не состоялась.

Молодой человек, который хочет в общине посвятить свою жизнь какому-либо делу, сталкивается со множеством трудностей, с проблемами роста, кризисами развития общины. Видя гримасы, повышенные тона, он просто уходит из Церкви, не найдя желаемого. Господь Человеколюбец его, конечно, снова и снова возвращает, если тот по-настоящему ищет Христа. Поэтому две эти ценности – христианство и патриотизм – уравновешиваются и соединяются только в конкретной евхаристической общине. Если человек, действительно, патриот, болеет за Родину, то рано или поздно он должен стать живой клеточкой этого организма под названием Церковь в определенной общине. Вот почему старые монахи, опытные священники говорят, что нельзя без причины переходить из храма в храм, менять духовников. Это та ткань, которая созидается внутри человека. Если она рвется, то душа ранена, т.е. нецельная. И духовнику предстоит много работы, чтобы человеку эту ткань соединить, восстановить целостность.

3) Каких крайностей стоит избегать в наши дни в отношении к Родине?

Для многих современных людей отношение к Родине выражается через крайности: «бей жидов – спасай Россию», осуждение властей и т.п. Последние статистические данные показывают, что для молодого россиянина не существует понятия «любовь к Родине». Молодой человек стремится уехать из своего села, города, страны. Если раньше уезжали из села, чтобы получить в городе образование, потом уезжали за «длинным рублем», а сейчас за хорошей жизнью, заудовольствиями. Если в городе мало удовольствий, то человек переезжает в другой город, а потом уезжает из страны, в погоне за успокоением своих страстей, но не находит ничего, что может его успокоить.

Так человек уезжает из своей Родины и уходит в мир греха, страстей, в никуда, небытие. Это и есть виртуальная реальность.

Человек должен сознательно выбрать позицию: где родился, там и сгодился. Если я родился здесь, меня Бог моим родителям дал здесь, я здесь буду жить, трудиться, никуда не уеду, даже если очень хочется. Для меня это место святое, моя Родина, здесь я хочу остаться навсегда. Это для меня принципиально. С этой точки зрения, чувство настоящего патриота начинается с чувства любви к Церкви, Богу, общине. Со временем эта община разрастается до , епархии. Тогда человек, действительно, воспринимает Русскую Православную Церковь на территории России, как свою Родину. И готов ради нее положить свою душу в борьбе за настоящие ценности, в борьбе за свою личность.

В Евангелии мы находим аксиому – «кто душу свою положит за други своя, тот достиг истинной любви». Други – это не просто друзья по застолью, а братья и сестры, те, с кем ты причащаешься Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Только тогда этого человека можно назвать Патриотом с большой буквы.

4) Существует ли точка зрения о Небесном гражданстве? И как Вы к ней относитесь?

Здесь необходимо сказать о том, что Небесное гражданство – это виртуальное понятие. Либо ты человек – гражданин России и верующий человек, т.е. член Церкви, либо ты – гражданин какого-то неба. Многие люди, в силу своей безграмотности и невежества, производят подмену этих вещей, не желая смирить себя, заключить себя в рамки прихода, евхаристической общины. Трезвый, грамотный человек никогда не скажет, что живет на небе. Это прелесть. А тот, кто осознает свои грехи, кто осознает себя кающимся грешником, тот думает о том, чтобы покаяться, отречься от своих грехов, а не забраться на небо. Бывает, что человек много прочитал житий святых, где аллегорически говориться о подвижнике, что он по земле не ходил, а был как будто на небесах. Это было описано его почитателями и учениками, а сам человек не может про себя так сказать.

По словам нашего Владыки, митрополита Германа, наша вечная блаженная жизнь начинается здесь и сейчас, с нашими прихожанами, братьями и сестрами. И для меня вопрос стоит всегда так: достигну ли я Царствия Небесного? А как же мои прихожане? Как же я без них? С этого начинается самоукорение, ведь я не смогу без них. Значит, надо спасаться вместе.

Человек в своем сознании должен прийти к такой точке зрения, что он не может спастись один. Поодиночке никто не спасается, а только вместе со своими братьями, сестрами, ангелами, святыми, Божьей Матерью и Господом. Очень важно, чтобы человек это понял, принял и начал над этим работать. Его индивидуальное благочестие и спасение – это ступеньки к погибели. Поэтому мы принимаем Крещение с братьями и сестрами; мы каемся, причащаемся и проходим все Таинства вместе. Когда меня спрашивают, можно ли совершить индивидуальное Крещение, то я отвечаю, что это вне жизни Церкви. Нормальным считается Крещение в общине, ведь с этими братьями и сестрами твоим детям вместе жить, общаться, получать образование. Люди, привыкшие к комфорту, самоугождению, эти понятия переносят в Церковь и принуждают священников отдельно крестить, исходя из той позиции, что не любят шума, суеты. И свою жизнь строят индивидуально, а это не совсем верно.

5) Ваши пожелания к читателям.

Ваши читатели – это молодые энергичные люди, талантливые, решившие для себя творчески прожить своюжизнь, ведь церковная жизнь – очень творческая жизнь. Хотелось бы пожелать молодым людям не бояться выступать за пределы сложившихся стереотипов, шаблонов. Конечно, у нас есть уставы, каноны и догматы, но в аскетической жизни преграды (, молитва, подвиг) – это норма. В аскетике есть вешки, за которые опасно заходить. Человеку от Бога предоставлена неограниченная свобода самостоятельно через своего духовника выстраивать свою духовную жизнь. Как замечательно написал в своей книге святитель Игнатий (Брянчанинов), что жизнь человека – это его опыт над своим духом. Всем надо задуматься, что такое аскетический опыт, как поститься, молиться. Человек должен непрестанно задумываться и искать оптимальную меру для себя сегодняшнего.

Хочется пожелать быть творческими людьми, творить жизнь церковную и не бояться смелых поступков. По мнению протоиерея Иоанна Мейендорфа, мистик (монах) – это тот человек, который в своем аскетическом подвиге выступает за пределы, поставленные его предшественниками. В Евангелии читаем эти же простые слова Господа к своим ученикам, удивленным Его чудесами, что после Него будут жить люди, творящие гораздо больше. Чудеса Божии были преумножены святыми угодниками многократно. Поэтому нужно не бояться, а искать личного Богообщения в конкретной общине, в аскетической традиции Русской Православной Церкви.

Эту запись посмотрели 45 раз, из них 1 сегодня



Дата публикации: 19 ноября 2013

Размещено в рубрике: Общие новости

Комментирование закрыто.