Как перламутровый сувенир стал иконой

Как перламутровый сувенир стал иконойРождественская икон «И было знаменье и » в Волгоградском музее ИЗО привлекает внимание непривычными круглыми иконами на больших перламутровых раковинах моллюсков-жемчужниц. Как рассказала ИД «Все для Вас» научный сотрудник музея Галина Гамалей, изначально, в XIX веке, это была не , а сувенир на память паломникам о посещении святых мест. Крупнейшие известные центры как паломничества, так и изготовления таких необычных икон, — Иерусалим и Вифлеем. Сегодня на выставке в Волгограде можно увидеть две четырехчастные перламутровые , подаренные музею в разное время частными коллекционерами. Каждая из них изображает по четыре сцены: Благовещение. Рождество. Поклонение волхвов. Поклонение пастухов.

«Хранились эти свидетельства дальних странствий в божницах, рядом с образами, или вешались на стену в красном углу. Вот, видите, у одной из икон наверху дырочка, в которую была продета веревка: так икону вешали на стену. И поскольку передавалась эта памятная вещь с благоговением из поколения в поколение, постепенно ней начали относиться как к иконе и даже обращались к ней с молитвой. Символично, что на перламутре вырезали в основном сцены, посвященные Богородице. Ведь Богородицу святые отцы часто сравнивали с прекрасной раковиной, родившей божественную жемчужину», —

рассказывает Галина Гамалей.

Имеют отношение к странствиям и складные медные иконы конца ХIХ столетия, выставленные в той же экспозиции. Это церковное литье, украшенное эмалью и наполненное тысячами мелких деталей изображение библейских сцен или история о том, как Россия обрела свои самые знаменитые .

«Такой складень — своего рода облегченный походный домашний иконостас. Отправляясь в паломничество по святым местам или даже по служебным делам (купеческим, к примеру), верующий человек брал с собой складень, где были его любимые святые, чтобы молиться им», —

просветила Галина Гамалей.

Иконы в экспозиции «И было знаменье и чудо» — самая молодая из музейных коллекций, ее возраст немногим более 20 лет. Все они были в разное время переданы музею в из частных коллекций. Поражают отличной сохранностью и искусной работой также иконы на досках, выполненные в традиционной технике темперной живописи. Каждая из них интересна по-своему. Так, Богоматерь Всепетая, если приглядеться, имеет на ободке своего хитона длинную надпись: это фразы из хвалебного кандака Богородице. В ХVI веке было принято носить этот образ по местностям, пораженным моровой язвой или чумой. Епископы несли такую икону с Крестным ходом. И, говорят, эпидемия отступала.

Богоматерь Знаменье — одна из наиболее почитаемых в русской православной икон. Руки Богоматери воздеты в жесте моления так, как это делали первые христиане.

Богоматерь Одигитрия, или Путеводительница, — копия иконы, которую, по преданию, написал сам святой Лука. Написанная евангелистом икона охраняла Константинополь. Ее выставляли во время битв и осад — и враги отступали.

А Богоматерь Умиление — это не только символ материнской любви, но и символ человеческой души, находящейся в близком общении и в любви с Богом.

Эту запись посмотрели 50 раз, из них 1 сегодня



Дата публикации: 15 января 2014

Размещено в рубрике: Общие новости

Комментирование закрыто.