Вновь по святым местам Руси

Вновь по святым местам РусиПервого июня члены приходской общины «Молитва», а точнее те из них, кто смог вырваться из круга повседневных забот, а также другие желающие прикоснуться святыням святой Руси, отправились в очередное паломничество от храма Покрова Божией Матери что в хуторе Ветютнев. Попова Л. А.:

«Наши благочестивые предки всегда старались ездить по Святым местам, молились за себя, своих ближних. И нам нельзя забывать об этом. Надо помнить, что традиции наших предков не должны прерваться. Только сохранив нашу самобытность, веру, наши дети, наши внуки будут помнить, кто они и зачем живут на этой земле – Земле православной, русской, богатой своей историей и традициями».

Оптина пустынь, без преувеличения, — наиболее жаркая свеча, возжженная русскими людьми пред Богом, наиболее яркий светильник Православной Руси в ХIХ–ХХ вв. Главной же святыней обители были ее прославленные боголюбивые старцы, сияние жизни которых продолжает освещать жизненный путь очень многих.

Первые упоминания в летописных писцовых книгах об Оптиной пустыни встречаются в начале ХVII в. Тысячи людей от беднейших крестьян до особ императорской фамилии, посещали Оптину, обращались к старцам за советом.

А имя великого оптинского старца Амвросия (1812—1891 гг.) известно не только в России, но и далеко за ее пределами. По преданию Оптинскую обитель основал покаявшийся разбойник Опта, принявший впоследствии и наречённый Макарием.

Интересный факт: В своё время советский историк Олег Кочладзе, отрицая предание, старался убедить читателей, что в русском языке есть слово «опт», выражающее количество чего-либо, поэтому якобы монастырь назывался Оптиной из-за проживания в нем женщин и мужчин. Забавно, не правда ли?

В настоящее время в Оптиной Пустыни восемь действующих храмов. В течение дня главные храмы обители: Введенский, Казанский, Владимирский и Преображенский всегда открыты. Всем желающим благословляется свободный вход и доступ к святыням: чтимым иконам и св. мощам преподобных отцев и Старцев Оптинских.

С Оптиной Пустынью связаны эпизоды в жизни некоторых писателей и мыслителей России. В.С. Соловьёв привёз Ф.М. Достоевского в Оптину после тяжелой драмы — смерти сына в 1877 году; он прожил в скиту некоторое время; некоторые детали в «Братьях Карамазовых» возникли под впечатлением этой поездки. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий, живший в то время в скиту Оптиной пустыни. Сестра анафематствованного в 1901 году графа Л.Н. Толстого Мария Николаевна Толстая была насельницей основанного рядом женского Шамординского монастыря, где она и скончалась, за три дня до смерти приняв монашеский постриг.

23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта, но монастырь ещё держался под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник была названа «Музей Оптина пустынь». На территории монастыря в 1931 году был открыт Дом отдыха имени Горького. В ноябре 1939 года, после раздела Польши, по приказу Л. Берии НКВД СССР преобразовал дом отдыха в концлагерь «Козельск-1», где в ожидании обмена военнопленными между Германией и СССР разместили около 5000 польских офицеров, позднее отправленных в Катынь.

Во время Великой Отечественной войны на территории Оптиной пустыни сначала был госпиталь, в 1944—1945 году проверочно-фильтрационный лагерь НКВД СССР для возвратившихся из плена советских офицеров, а после войны до 1949 года размещалась воинская часть. В 1987 году монастырь был возвращён Русской православной церкви.

Уже прошло более двадцати лет с того дня, когда известие о мученической кончине трех Оптинских насельников — иеромонаха Василия (Рослякова), инока Трофима (Татарникова) и инока Ферапонта (Пушкарева), принявших смерть от рук сатаниста на Пасху 1993 года, как гром среди ясного неба пронзило размеренную жизнь Оптиной Пустыни. В честь убиенных монахов построена .

Ноженко:

«Давно хотелось побывать в Оптиной. И вот милостью Божией в этом году я оказалась в числе паломников.

Оптина пустынь – это место известно всему православному миру своими подвижниками и где до настоящего времени продолжает проливаться мученическая кровь. Здесь явно ощущаешь вечность и жизнь, которая продолжается после смерти. Это понимаешь у могил Оптинских старцев, у святых мощей, проходя мимо звонницы, где в 1993 году на Пасху были убиты иеромонах Василий и иноки Трофим и Ферапонт. А часовня в честь Воскресения Христова, воздвигнутая над могилами новомучеников и помощь, которую люди здесь получают по молитвам, свидетельствуют о том, что смерти нет».

В 1987 году Оптина Пустынь пережила второе рождение. 17 ноября сохранившиеся монастырские постройки были возвращены Русской Православной Церкви, и 3 июня 1988 года в обители началось богослужение, сначала в надвратной церкви, а затем в Введенском соборе. В 1988 г. преподобный Амвросий Оптинский был прославлен Поместным Собором Русской Православной Церкви (память празднуется 10 (23) октября). 26-27 июля 1996 г. были причислены к лику местночтимых святых остальные тринадцать преподобных Оптинских старцев и установлено им общее Соборное празднование 11 (24) октября. В 2000 году они были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором для общецерковного почитания.

Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь

Следующим нашим пунктом назначения был Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь, где любил пребывать в тихой безлюдной лесной глуши в уединении и молитве святитель Тихон Задонский, называя это место «раем земным».

Наталья Шашалевич:

«Как радостно видеть добрые лица и огромное человеческое участие к паломникам насельников и работников монастырей. Везде чувствуется благодать Божия».

В 2000 году, в день памяти Всех Святых в земле Российской просиявших, закровоточило Крестное Распятие в Троицком храме монастыря. Это произошло во время молитвы паломников на глазах у всех молящихся. Из-под венца Спасителя, распятого на кресте, начала сочиться кровь. Ее следы сохранились до сих пор. Сегодня к этой святыне люди обращаются за помощью в болезнях и сложных жизненных ситуациях.

Н. Великанова:

«В Спасо-Преображенском женском монастыре оставила неизгладимое впечатление праздничная литургия, посвященная иконе Владимирской Божией Матери. Необыкновенная роспись храма, безмолвно скользящие сестры-монахини, их ангельское пение на клиросе создавали особую атмосферу благодати. Ушли все земные тревоги и проблемы, душа пела и радовалась. В прозвучавшей проповеди после Литургии мне особенно запомнились слова священника о том, что наша святая Русь живет и крепнет духом под покровом Пресвятой Богородицы.
Единство и духовность нашей страны зависит от жизненной позиции каждого россиянина. Хватит испытывать терпение Богородицы своим неверием, безразличием, увлечением телевидением, компьютерными играми. Наше спасение – это молитва».

Задонская обитель

Около 1610 года у переправы через Дон на дороге из Москвы в Воронеж два монашествующих старца и Герасим основывают обитель, ставшую затем одним из крупнейших и наиболее известных духовных: центров России — Задонским Богородицким монастырем (ныне — Задонским Рождество — Богородицким монастырем).

Юлия Беднарчик:

«Эта поездка по святым местам мне очень понравилась. Такие поездки укрепляют веру и оставляют большой след в жизни человека. Ведь побывав однажды, захочется туда возвращаться снова и снова. Особенно по своей конструкции и красоте поразил меня монастырь Тихона Задонского».

Здесь, в Задонской обители, и проживет один из самых почитаемых русских святых до самой смерти в 1783 году, здесь напишет свои знаменитые духовные сочинения, здесь сложится то почитание народное, которое еще при жизни выделяло святителя Тихона среди отцов Церкви. Непонимание окружающего монастырского люда, клевета и доносы настоятелей лишь дополнительно огранили духовные убеждения святителя Тихона, позволили ему — «Златоусту Российскому» — доходчиво и уверенно проповедовать истины Божии в своих сочинениях, делах и помыслах.

К началу XX столетия Задонский Богородицкий монастырь окончательно сформировался как духовный и паломнический центр, числившийся среди первых наряду с Киево-Печерской и Троице-Сергиевой Лаврой. В это время Задонский монастырь представлял собой целый городок, состоящий из 6 храмов, колокольни, странноприимного дома, больницы, аптеки, двух кирпичных заводов, одного свечного, церковноприходской школы. Братия монастыря насчитывала окало 300 человек.

Буквально на глазах край, прославленный именем святителя Тихона, превратился в «русский », привлекая все новых и новых последователей в монашестве, богоугодных делах, научном богословии из самых разных сословий России. Высокий духовный настрой паломников, монахов и белого духовенства, их готовность делами и молитвами утверждать идеи православия, принимать лишения как испытание Божие, все это — мир, созданный святителем Тихоном Задонским на земле, самой сутью своей олицетворяющей русскость в наилучшем понимании этого слова.

Грушина Н.М:

«Поездка по святым местам очень понравилась. Укрепляется вера, появляется желание больше бороться со своими грехами, страстями. Запала в душу проповедь батюшки Спасо-Преображенского монастыря, что если мы не будем стараться жить по православной вере, нас также ожидает то, что на Украине. Каждый человек должен приблизиться к Богу, узнать про свою веру.

Очень радостно, что монастыри восстанавливаются. Невозможно передать, что в душе и радость, и слёзы, и покаяние. Очень благодарна отцу Аркадию за такую поездку. Слава Богу за всё».

Вместо послесловия…

Недавно нашёл небольшую заметку паломницы о её встрече со схиигуменом Илиёй. Ей и закончим о нашем паломничестве.

«Я задала старцу простой вопрос: что нужно для счастья? И все. Мне больше ничего не надо. Получила ответ — надо убрать из дома телевизор, а на компьютере только работать, больше уделять внимания близким и обязательно попавшим в беду, обязательно утром и вечером молиться, часто ходить на исповедь и обязательно рассказывать Богу о всех грехах без утайки, причащаться. Работать с молитвой, по возможности избегать развлечений и избавиться от дурных привычек, опять же с помощью молитвы. И только тогда придет ощущение полноты жизни, а это и есть счастье. Простой рецепт, но для многих в наше время, увы, невыполнимый».

Эту запись посмотрели 20 раз, из них 1 сегодня



Дата публикации: 12 июня 2014

Размещено в рубрике: Новости Урюпинской епархии

Комментирование закрыто.