700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского

700-летие со дня рождения преподобного Сергия РадонежскогоТатаро-монгольское иго повергло русское монашество в состояние глубокого кризиса. Почти на целое столетие оказались потерянными не только важнейшие навыки аскетической и молитвенной практики монахов, но и сами принципы, лежавшие в основе русского монашества. традиций монашеской жизни в Киевской Руси стало возможным во многом благодаря деятельности митрополита Алексия и молитвенно-аскетическому подвигу преподобного Сергия Радонежского.

Русское монашество после нашествия Батыя, как и весь русский народ, понесло тяжелейшие потери. Монастыри становились легкой добычей для захватчиков. Обители подвергались жестокому разгрому и разорению. Многие монастыри исчезли навсегда. Но самое главное – прекратилась связь монашеских поколений.

Помимо того, что монашеского делания оказалась утраченной, сама эпоха мало располагала к монашеской жизни. Трудно было предаваться созерцанию в то время, когда большинство монастырей лежало в развалинах, и требовались огромные усилия для их возрождения. В этом время на Руси практически полностью исчезают общежительные монастыри. Именно они всегда являлись основной школой, в которой новоначальный инок мог получить базовые понятия о монашестве.

На восстановление утраченной монашеской жизни ушло почти целое столетие. Во второй половине XIV века начинается стремительное и масштабное возрождение русского монашества, которое стало возможным, прежде всего благодаря активной деятельности святителя Алексия, митрополита Киевского и всея Руси, и исключительному молитвенному аскетическому подвигу преподобного Сергий Радонежского.

Несмотря на то, что преподобный Сергий имел огромный авторитет среди других монахов, он долгое время не желал принимать игуменства над созданным им монастырем. Поскольку ни Сергий, ни кто-либо из других монахов не имели священного сана, то Божественную литургию и другие в Троицком храме обители на Маковце приглашали совершать священника или игумена из какого-либо иного храма или монастыря. Иноки совместно трудились на монастырском огороде, рубили дрова, носили воду и т.д. Сам преподобный Сергий подавал другим монахам пример удивительного смирения и трудолюбия.

Когда монашеская жизнь на Маковце обрела более организованные формы, стало очевидно, что Троицкому монастырю необходим собственный игумен, способный руководить братией и регулярно совершать храмовые богослужения. После того, как Сергий, по настоянию братии стал игуменом, он смог более решительно заняться устроением общежительного образа жизни в монастыре. Новый игумен принимал в Троицкий монастырь всех желающих монашеской жизни. На начальном этапе существования монастыря, Сергий категорически запретил своим монахам выходить за пределы обители в поисках милостыни. Это правило неукоснительно исполнялось даже в случае наступления в монастыре голода. Со временем, вокруг монастыря поселилось много крестьян, которые начали посещать монастырь и приносить в него необходимое. Только такие добровольные пожертвования Радонежский игумен разрешил принимать на нужды обители.

Множество учеников прп. Сергия Радонежского разошлись по глухим и наименее обжитым уголкам Руси в поисках уединенной жизни и духовных подвигов. Их примеру стали следовать сотни других подвижников. Вокруг монахов-отшельников собирались ученики, для которых он становился наставником – образовывались новые монашеские общины.

Благодаря огромному духовному авторитету, который приобрел прп. Сергий, по всей Руси было основано множество других монастырей, с общежительным уставом. В результате во второй половине XIV века характер монастырской жизни на Руси полностью изменился. Отличительной чертой монастырей того времени становиться еще и то, что их чаще всего основывали не богатые покровители, а сами монахи.

(по материалам ЖМП июнь 2014)

Эту запись посмотрели 33 раз, из них 1 сегодня



Дата публикации: 18 июля 2014

Размещено в рубрике: Общие новости

Комментирование закрыто.