Таинственные пещеры Ольховского монастыря

Таинственные пещеры Ольховского монастыряКак-то раз герои сегодняшней истории решили совершить небольшую поездку в одно из красивейших мест нашей области, о котором не раз слышали восторженные отзывы друзей и знакомых. «Почему бы не прокатиться по близлежащим населенным пунктам, расширить свой кругозор, пока на смену теплым солнечным лучам не пришли осенние ветра и грозы», — подумали они и на следующий же день отравились в маленькое путешествие.

Преодолев около 80 километров, наши герои прибыли в пункт назначения — село , в котором расположен Свято-Троицкий . Свернув в нужном направлении, взорам путешественников открылся потрясающий вид на меловые горы, хранящие в себе множество загадок и тайн. Подгоняемые любопытством, они поспешили к воротам монастыря. Благодаря имеющейся в сети информации, путешественники заранее выяснили наиболее интересные факты о монастыре. Кстати, полное название монастыря — Свято-Троицкий Каменнобродский Белогорский — запомнить с первого раз не так просто.

Оказывается, монашеские поселения существовали в этих местах еще со времен татаро-монгольского ига, а официальное открытие монастыря датируется 1860 годом. С того времени произошло множество событий: храм и здания монастыря были разрушены, во время войны здесь был размещен госпиталь, позже — конезавод. И только в 1991 году началось возрождение монастыря, случилось это благодаря приезду архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа. Строительство продолжается и по сей день. Герои убедились в этом сами — во время их приезда храм был закрыт на реконструкцию, поэтому они сразу поспешили в церковную лавку, чтобы приобрести билеты на экскурсию. Кстати, вход в монастырь в неподобающей одежде запрещен, о чем предупреждает соответствующая табличка на воротах обители, поэтому майки и шорты лучше оставить дома.

Сжимая в руках заветные билеты, наша троица двинулась по узкой тропинке, ведущей через овраг, ко входу в таинственные . Поднявшись на вершину, мы столкнулись с другой группой путешественников, бурно обсуждавших увиденное и услышанное в пещерах. К слову, даже в будний день здесь достаточно тех, кто приезжает помолиться за родных и близких, набрать воды из целебного источника, прикоснуться к дубам-великанам. Не успев перевести дух после восхождения на крутую гору, с которой открывается великолепный вид на монастырь и прилегающую к нему территорию, нас взял в оборот экскурсовод, внезапно появившийся из пещер.

— Вас всего трое? Больше никого не будет? — строго спросил он.

Мы молча кивнули.

— Тогда за мной, — скомандовал молодой мужчина с грустными глазами, и мы покорно последовали за ним.

Велев зажечь принесенные с собой свечи, мужчина начал свой рассказ. Конечно, в роли экскурсоводов мы ожидали увидеть здесь монахов, но все оказалось иначе. Интереснейший рассказ о тайнах и загадках меловых пещер в исполнении этого человека, по велению судьбы оказавшегося в этом месте, до сих пор вспоминается с улыбкой. Двигаясь по узким коридорам, разглядывая тут и там разнообразные надписи, оставленные как представителями современного поколения, так и путешественниками прошлого века, мы старались следовать за нашим гидом, который, стремясь нас напугать, иногда прибавлял шаг и резко поворачивал в другом направлении.

В кромешной темноте, без горящих свечей в руках, потеряться в извилистых коридорах холодных пещер — дело пяти минут. Поэтому, вцепившись друг в друга, по пути разглядывая надписи на стенах и иконы, мы спешили за нашим экскурсоводом-шутником. Спустя несколько минут мы немного освоились и сошлись в том, что неплохо было бы раздобыть фонарь и отправиться на поиски сокровищ, которых, по словам старожилов, здесь спрятано великое множество. Увидев задумчивые выражения наших лиц, экскурсовод поделился с нами, что и сам был бы непрочь отправиться на поиски клада. По его словам, одно время пещеры взрывали с целью обнаружить спрятанные богатства, но горы не спешат расставаться со своими тайнами. Сейчас открыт лишь один ярус меловых пещер, хотя на самом деле их пять. Представляете, пять ярусов, полных загадок!

К сожалению, время, отведенное на посещение пещер, подошло к концу, и наш гид, попрощавшись, проводил нас к выходу, где его уже ждала новая группа. Жмурясь от яркого солнца, мы покинули холодные коридоры пещер, заметив в одном из них термометр, столбик которого показывал температуру + 12 градусов. На выходе нас окликнул второй экскурсовод, томившийся в ожидании следующей группы туристов. Стрельнув сигарету, случайный знакомый с интересом разглядывал нашу троицу. Разумеется, любопытство взяло надо мной верх, и я поинтересовалась у молодого человека, как и почему он оказался здесь. Немного смутившись, парень быстро «свернул» намечавшийся доверительный разговор, сказав, что это «мутная история». Добавив, что перед ним стоял сложный выбор, и он предпочел провести эти годы в монастыре.

— Решил разобраться в себе и понять, кем я должен стать в этой жизни, — сказал молодой человек, пряча лукавый взгляд.

Решив не лезть к нему в душу, я поинтересовалась расположением целебных источников, и мы снова двинулись в путь.

Конечно, все обещанные источники самостоятельно мы обнаружить не смогли, но впечатлений получили массу. На нашем пути встретились вековые дубы, шелестящие на ветру атласными лентами, привязанными к ветвям. Взявшись за руки, втроем нам все-таки удалось обхватить один из четырех огромных дубов. Конечно, как и многим туристам, оказавшимся в этих местах, нам хотелось повязать на одну из ветвей атласную ленту, загадав самое сокровенное желание, но мы прислушались к табличкам, прикрепленным к деревьям, извещающим о том, что это всего лишь суеверие. Побродив еще немного по территории монастыря, мы отправились домой. Наша небольшая, но увлекательная поездка подошла к концу. Рассматривая приветливо раскачивающиеся при легком дуновении ветра шапки подсолнухов, я в который раз убедилась в том, что необходимо использовать любую возможность путешествовать. Нет нужды ехать за тридевять земель в поисках новых впечатлений. Прекрасное рядом, стоит только захотеть это увидеть.

Источник

Сокровища земные и духовные. Что хранит Каменно-Бродский монастырьСо всего мира туристы и паломники приезжают в волгоградский Каменно-Бродский монастырь, чтобы посетить таинственные Ольховские пещеры, окунуться в исцеляющие источники и приложится к чудотворной иконе. История Каменно-Бродского монастыря в Волгоградской области овеяна легендами. По преданию на его месте ещё до татаро-монгольского нашествия существовал мужской скит с очень строгим уставом. Позже на месте мужского монастыря учредили женскую общину, а при советской власти обитель превратили в конюшню. И лишь недавно монастырь стали восстанавливать.

Монастырем сегодня интересуются не только паломники, но и спелеологи, и просто искатели приключений: в меловых горах под монастырем в свое время монахи вырыли пещеры по образцу Киево-печерских, чтобы молиться и вести отшельническую жизнь. О протяженности пещер сегодня можно только догадываться.

20 экскурсий в день

Первые поселенцы в Ольховском районе, где и расположен монастырь, появились в начале XVIII века. Большей частью это были малороссы. Именно они основали на берегу реки Иловля поселок Каменный Брод: «каменный», так как он у основания меловых гор, и «брод» – потому что в некоторых местах Иловля настолько мелкая, что ее вполне можно пересечь верхом на лошади или пешком. В 20-х годах ХХ века монастырь разогнали, и до 90-х годов он был в запустении. Во время войны здесь располагался госпиталь для больных тифом, а после войны монастырь передали Государственному конезаводу. Само поселение на картах в интернете до сих пор обозначено как поселок Госконюшня.

Добраться до монастыря несложно. Он расположен в 75 километрах к северу от поселка Иловля по московской трассе. Сегодня здесь постоянно проживает всего 8 монахов. Именно они своими силами и при помощи послушников восстанавливают обитель, расчищают целебные источники, а также водят по монастырским пещерам всех желающих.

Монах Елисей рассказывает, что когда в монастырь прибывают паломники, ему приходится проводить до 20 экскурсий в день – настолько всех притягивают древние пещеры.

Попасть в пещеру непросто. Нужно подняться на несколько сотен метров в гору, которая так и называется – Святая гора. После весеннего дождя тропинку к пещерам сильно развезло, но это не мешает удалым молодцам пытаться преодолеть подъем на автомобиле.

«Раньше вообще на самый верх заезжали на машинах, – рассказывает монах Елисей, – сейчас дорогу перекопали, но все равно пытаются».

Идти по тропинке тяжело – сплошная глина и мел. Но преодолевшие этот путь будут вознаграждены: перед входом в пещеры есть небольшая смотровая площадка, откуда открывается удивительный вид на монастырь и храм.

Вход в пещеры заперт. Монах открывает навесной замок своим ключом и отворяет дверь в пещеры, которые были обнаружены здесь задолго до основания обители. Точную дату никто до сих пор назвать не может, но монахи считают, что подземные ходы появились во времена татаро-монгольского нашествия, а это примерно 9 веков назад.

В пещере, как и положено, очень темно и для освещения своего пути, паломники используют свечи.

Таинственные пещеры Ольховского монастыряКелья отшельника

«Пещеры имеют форму креста и расходятся во все четыре стороны света, – начинает свой привычный рассказ монах. – Пещеры имеют три яруса, но сейчас нижние этажи затоплены и попасть туда невозможно».

Общая глубина пещер, по словам монаха Елисея, составляет около 100 метров. Когда в 1984 году волгоградские спелеологи раскопали заваленный вход в подземелье, они обнаружили несколько лабиринтов, исписанных разнообразными автографами. Чаще других встречались «М. Леонида» (по всей видимости, как склонны полагать ученые, «монахиня Леонида»), «Пелагея 1906», «Н. Макаренко 1899» и другие. Сегодня же, если вы захотите разглядеть эти автографы – потратите уйму времени и, скорее всего, не найдете. Своды пещеры закопчены и сплошь испещрены куда более современными надписями, типа «здесь был Вася» и т.п.

«Вот здесь находится маленькая келья, – монах показывает на небольшой выступ в лабиринте, – здесь молились монахи во времена гонения. Все лабиринты были устроены таким образом, что их легко можно было затворить».

Каким образом сдвигались эти многотонные плиты известняка непонятно. Ведь ни о каком использовании техники речи даже и не шло.

Молва приписывает подземельям Каменно-Бродского монастыря несметные богатства, спрятанные не то монашками, не то Степаном Разиным, не то Александром Невским.

«А здесь за стеной находится храм», – добавляет Елисей.

«С монастыря тоже есть вход в подземелья, – продолжает монах, – но он был взорван большевиками. Так как в храме был очень дорогой иконостас, крест, решили все это спрятать здесь, в пещерах».

Действительно, если верить рассказам местных жителей, то когда в 1927 году власти приказали насельницам монастыря вместе с монахиней Еннафой покинуть обитель, матушка вместе с сестрами заперлась в храме. После безуспешных попыток открыть двери храма красноармейцы их выломали, но так и не нашли ни самих монахинь, ни церковных ценностей. Говорят, что все богатство, включая колокол, спрятано в пещерах.

Быки в храме

В 1990 году архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен обратился к властям с просьбой возвратить церкви отнятую обитель. Спустя год, 17 июля 1991 года, Волгоградский областной совет народных депутатов издал документ, согласно которому Русской Православной Церкви, наконец, переданы строения нескольких обителей, в том числе и Каменно-Бродской.

При этом в самом здании монастырской церкви «Всех Скорбящих Радости» вплоть до самой зимы 1991 года стояли быки, и священнослужителям пришлось обустраивать храм с простеньким иконостасом прямо в одной из комнат дальнего корпуса.

Сегодня храм восстановлен, в нем ведутся службы, и по большим церковным праздникам на них собирается много паломников. Также здесь находится и особо почитаемая икона Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость». Православные верят, что именно этот святой образ помогает в борьбе с алкоголизмом и другими греховными зависимостями.

Источники для Елизаветы

Сразу за церковью расположены источники. До революции их было девять. Сегодня сохранилось только пять. Вода в них различается. Есть источники с радоновой водой, так называемой «серебряной» и сероводородной.

По преданию, вода в этих источниках обладала такой удивительной силою, что лечиться в монастырь приезжали представители самых знатных фамилий: князья Трубецкие, Голицыны, Строгановы. Поговаривают, бывала и сама Елизавета Петровна. Специально к приезду царской дочки даже выложили дорожку к источникам. Мощеная тропинка, конечно, не сохранилась, а вот вода в источниках есть, как прежде. Паломники набирают ее целыми бутылями. Считается, что наиболее полезная радоновая вода. Она оказывает противовоспалительное, болеутоляющее, успокаивающее действие, способствует снижению повышенного давления, нормализации деятельности нервной, эндокринной и иммунной систем.

Дубы-колдуны

На территории монастыря также находится природный памятник – дубы-великаны, которым по самым скромным подсчетам от 300 до 400 лет. Величина крон некоторых деревьев достигает 20 метров, а диаметр стволов – до 2 метров. Говорят, если обнять такое дерево, можно зарядиться положительной энергией на многие месяцы.

Именно за такой «подзарядкой» сегодня спешат многочисленные туристы в Каменно-Бродский Свято-Троицкий Белогородский монастырь. Пожалуй, это один из немногих уголков природы, где сегодня можно прикоснуться к нашей истории, памятники которой берегут монахи монастыря.

Источник

Видео:

Эту запись посмотрели 512 раз, из них 1 сегодня



Дата публикации: 2 августа 2014

Размещено в рубрике: Видеоновости и проповеди, Новости приходов

Комментирование закрыто.