Сретение Господне

Сретение ГосподнеОдним из главных непреходящих праздников по церковному календарю является , который традиционно отмечается 15 февраля. Этим праздником заканчивается Рождественский цикл, состоящий из триады: Рождество Христово, Крещение и Сретения появился в богослужебном календаре в IV веке. Первоначально он воспринимался не как самостоятельный , а как день, завершающий 40-дневный цикл после праздника Рождество Христово. Само слово «Сретение» в переводе с церковно- славянского языка означает «Встреча». А чтобы вспомнить о какой именно Встрече идет речь, давайте обратимся к истории.

Это случилось в Иерусалимском храме, куда Богородица принесла Сына Своего, Иисуса, для очистительной послеродовой молитвы и посвящение Его Богу согласно иудейской традиции. В то время в этом городе жил одни праведник, Симеон, что означает «Слышание». Он входил в группу образованных людей — 70 толковников — и по поручению Царя Птолемея переводил Ветхозаветные книги с древнееврейского языка на греческий язык. Работа старца называется «Септуагинта». Во время внимательного изучения книги пророка Исайи, Симеон встречает в книги такие слова: «Се Дева во чреве примет и родит Сына». Он подумал, что это ошибка, ведь дева не может родить сына, и собрался исправить это слово на слово «жена», то есть — женщина. Но в этот момент ему было дано видение. Сам ангел известил праведника, что в тексте речь идет о Деве, которая родит Спасителя и что он не умрет до тех пор, пока сам не увидит Его. В этом пророчестве вырежется вся глубина, весь смысл человеческой жизни.

Чудо случилось, когда праведник пришел в Иерусалимский храм, где в это время на службе была Богородица. Он тут же признал в Младенце на руках у Девы Марии Спасителя, которого так долго ждал. Взяв Иисуса на руки, Симеон произнес пророчество: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк2:29-32).

На службе была и Анна-Пророчица, 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане прозвали ее Анной-Пророчицей за вдохновенные речи о Боге. Как пишет Евангелист Лука, она жила и работала при храме: «Постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк2:37-38). Анна также как и Симеон сразу признала в Младенце будущего Спасителя. Она поклонилась новорожденному Христу и вышла из храма, неся горожанам весть о пришествии Мессии, избавителя Израиля.

У Антония, Митрополита Сурожского в книге «Школа молитвы» есть отрывок, в котором говорится о глубокой ответственности перед Встречей с Богом:

«Первое и главное, что мне хотелось бы сказать: в молитве мы ищем встречи с Богом. И часто мы этой встречи добиваемся с отчаянным напряжением – и не добавимся ее в конечном итоге, потому что не того ищем, чего надо было бы искать. Всякая встреча – событие чрезвычайно ответственное, а встреча с Богом – особенно. Нельзя безответственно встретить даже человека; раз встретив человека, мы уже навсегда каким-то образом несем ответственность и за то, что дали, и за то, что получили. Даже мгновенная встреча, даже как будто случайная встреча накладывает на нас печать. И эта встреча дальше, в нашей жизни, продолжает как-то звучать: новая струна зазвенела в нашей душе, какая-то новая искорка зажглась, новый оттенок зародился в нас от того, что мы встретились с чьим-то сердцем, с чьим-то умом, с чьей-то личностью. И если это верно по отношению к человеческой личности, это тем более и верно, и значительно по отношению к Богу. Встреча с Богом – это всегда нечто вроде Страшного суда. Приходишь к Богу, становишься перед Ним лицом к лицу, и что? – уходишь или осужденным, или оправданным: среднего нет и не может быть ничего. Поэтому так важно то, как мы к Богу подходим: для чего, с чем, с каким содержанием. И вот на грани этой встречи стоят слова духовных наставников, например, епископа Феофана Затворника, который говорит нам: в молитве принеси Богу крайнее внимание, все благоговение, на которое ты только способен, и волю к покаянию. Вот с чем мы всегда можем приступить к Богу».

Митрополит Антоний, в своих размышлениях доносит до нас всю важность, всю ответственность Встречи с Господом, и что именно страх перед такой Встречей, влекущей вслед за собой значительные перемены во внутренней жизни человека, а затем и во внешней, объясняет не желание искать этой Встрече. То же самое происходит, и когда мы встречаемся с другом или родственником — с любым человеком. В таких встречах мы должны Видеть и понимать другого, а для – отречься от себя.

Икона Сретение Господне обязательно присутствует в праздничном ряду иконостаса. Известно два типа икон, посвященных Сретению. Первый – Богоприимец Симеон принимает Младенца из рук Матери у престола-жертвенника относя событие в будущее, обозначая тем самым таинство евхаристии. Во втором варианте: праведник принимает Младенца из рук Матери у входа в храм. В первом случае подчеркивается жертвенное начало Иисуса, во второй – роль Богородицы, как Посредницы в деле искупления рода человеческого. В целом икона очень праздничная, нарядная благодаря двум насыщенным цветам: золотистому и красному, а легкость верхнего правого угла показывает общую устремленность иконы к свету, в Царство Небесное, в мир иной, куда уходят Симеон и Анна.

Праздник Сретение Господне – это встреча каждого из нас с Господом. Примеры смиренного служения, Верности Спасителю и открытости сердца показали своими поступками: Симеон Богоприимец и Пророчица Анна. Они олицетворяют Ветхий Завет неискупленного человечества, а Христос – Новый Завет, символизирующий Нового человека в Новой Жизни, у которого есть возможность для исправления своих грехов. Вспоминая об этом событии, говоря о нем, мы, христиане сегодняшних дней, следуя примеру великих святых будем принимать Господа и всех людей с открытым и чистым сердцем. «Ныне отпущаеши раба Твоего» — со страниц Евангелия нам говорит старец Симеон, после того, как он своими глазами увидел Спасителя и потому Господь отпускает его из мира тленного – в мир Горний. Неслучайно Сретение происходит с сорокадневным Младенцем. Он мал и беззащитен, но в тоже время – велик и полон торжествующей радости. Так и мы, христиане, бывая в храме на службах, участвуя в таинствах должны однажды спросить себя: а случилась ли в вашей жизни подлинная Встреча со Христом, или я слишком увлечен формальной стороной духовной жизни. Насколько изменился образ моих мыслей и чувств, образ всей моей жизни, как я отношусь к людям? Только задавая себе такие вопросы и отвечая на них, каждый сможет определить состоялась ли Встреча или же она ждет его впереди. А чтобы Встреча произошла, нужно, как учат нас Святые Отцы, не только Бога умом познавать, читая книги и размышляя об этом, но в сердце Его впустить, чтобы Любовь стала для нас привычным состоянием души. Встретив Бога и приняв Его сердцем и умом, человек поймет — время греха, слабостей и своеволий прошло. Настала пора сказать: «Прощай!» Ветхому человеку – «Здравствуй» Новый Человек! И это станет для каждого подлинным блаженством.

Иосиф Бродский. «Сретение»

Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему,
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он — Твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем». — Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие…»
И старец сказал, повернувшись к Марии:

«В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шел молча по этому храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

16 февраля 1972

Источник

Эту запись посмотрели 18 раз, из них 1 сегодня



Дата публикации: 15 февраля 2015

Размещено в рубрике: Общие новости

Комментирование закрыто.