Похвала Пресвятой Богородицы

Похвала Пресвятой БогородицыВ субботу, 28 марта 2015 года, на пятой неделе Великого поста, Православная Церковь торжественно возглашала молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. Праздник Суббота Акафиста (или Похвала Пресвятой Богородицы) установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. При императоре Ираклии, когда Патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город.

Со спасением Константинополя в 626 году от нашествия персов и варваров, в том числе и от скифов связано и происхождение кондака «Возбранной воеводе», который изначально являлся частью самого первого акафиста — хвалебного гимна, написанного в честь Богородицы.

Авторы Акафиста неизвестны… Ими могли быть прп. Роман Сладкопевец (VI в.), Георгий Писидийский (VII в.), патриарх Сергий (VII в.) и другие.

Греческое слово «Акафистос» означает буквально «неседален», то есть, песнь, во время которой не сидят, что указывает на ее изначальное богослужебное применение. Однако термин «акафист» далеко не сразу стал обозначением гимнографического богослужебного жанра (подобно тропарю, стихире, канону и т. п.). Произошло это после того, как по образцу и в подражание первого и долгое время единственного в своем роде «Акафиста Пресвятой Богородице» стали сочинять другие, повторяющие его формальную структуру гимны, которые также стали называть акафистами – Господу Иисусу Христу, Божией Матери в связи с различными Ее иконами и праздниками, а также святым, – весьма различные по своей богословской и поэтической ценности.

Акафист Пресвятой Богородицы был впервые прочтён ночью в Влахернском храме после чудесного избавления города от неприятельского флота, осаждавшего город в 860 году, который, по преданию, был уничтожен бурей, поднявшейся после того как в море опустили Ризу Пресвятой Богородицы

Изначально празднование совершалось только в Константинополе в Влахернском храме, где хранились чудотворная Влахернская икона Божией Матери, написанная, по преданию, евангелистом Лукой, и предметы, связанные с её земной жизнью — риза и пояс. Позднее праздник был внесен в Студийский устав, а потом и в церковные богослужебные , став общим для Восточной церкви. Канон к этому празднику был написан в IX Иосифом Студитом.

В современной богослужебной жизни Православной Церкви византийский Акафист Пресвятой Богородице продолжает занимать пер­венствующее и исключительное положение, о чем свидетельствует тот факт, что он, единственный из всех акафистов, вписан в богослужебный устав. Его твердое место – в Постной Триоди, на утрене субботы пятой седмицы Великого поста, в связи с чем эта суббота называется «Субботой Акафиста» или «Похвалой Пресвятой Богородицы».

Сегодня в Субботу Акафиста в приходе Святого Адмирала Феодора Ушакова прошло праздничное с чтением Акафиста Матери Божией.

Настоятель прихода святого праведного адмирала Феодора Ушакова Караваев торжественно отслужил праздничную Божественную Литургию, по окончании которой Батюшка поздравил всех присутствующих со Светлым Праздником «Похвала Пресвятой Богородицы» и обратился к прихожанам с напутственным словом:

«Сегодня Святая Церковь, включая всех нас, приносит похвалу Пречистой Божией Матери. Свыше двух тысяч лет весь род человеческий каждый день приносит похвалу Богородице в песне, которая звучит за Утренею: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим»… …«О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский и человеческий род, освященный Храме и Раю словесный». Когда поется эта песнь хвалы Божией Матери, творит молитву. Эта молитва о всех, в скорбях и нуждах сущих; о всех, в темницах, в болезнях и в горьких работах страждущих; о всех, кто страждет от нечистых духов, кто погибает в грехах. Эта молитва — о всех людях, имена которых невозможно вспомнить. Но всех их знает Господь, и все они в памяти Пречистой Божией Матери, которая молится за каждого человека, и все люди приносят Ей от лица Церкви и в лице Церкви хвалу... Ублажать Божию Матерь, приносить Ей хвалу для нас значит таинственно вступать в Ее славу, в Ее вечное блаженство. Вступать, конечно, еще в той самой малой степени, на какую мы только способны сейчас, но всегда с сознанием, что всем нам даруется спасение Ее Славою. Ее Смирением. Ее Чистотою. Ее Послушанием. Ее Заступничеством. Похвалу Божией Матери мы можем привести только мерою нашего смирения, нашего послушания, нашей чистоты, которые свидетельствуют о том, что благодаря Ей мы причастны Богу. Аминь».

Источник

Эту запись посмотрели 45 раз, из них 1 сегодня



Дата публикации: 29 марта 2015

Размещено в рубрике: Новости Волгоградской епархии, Новости приходов

Комментирование закрыто.