О вековой истории храма

О вековой истории храма27 октября –празднование памяти святой великомученицы Параскевы. в честь святой построен в нашем городе в начале прошлого века царицинским купцом и общественным деятелем Василием Федоровичем Лапшиным. К 1915 году строительство было завершено, но внутреннее убранство храма осталось неоконченным из-за начала Первой мировой войны. А после революции был разорен и опустел. О восстановлении прихода, возрождении духовной жизни и современной приходской общине рассказывает настоятель, иерей Алексей Зимовец.

— В 2015 году вековой юбилей храма в честь святой великомученицы Параскевы – одного старейших сохранившихся в нашем городе. Однако в советские годы его не миновало запустение. Как мы знаем здание использовалось как склад и мастерская: расскажите о возвращении храма Церкви и о начале возрождения приходской жизни.

— За годы забвения Православия в России, что только в храме не располагалось: и приют для беспризорников, и гвоздильный цех, и различные склады. В годы Великой Отечественной войны наш храм в своих подвалах спасал от обстрелов и бомбёжек жителей Сталинграда. После войны в стенах храма разместили военные склады. Солдаты заколотили оконные проёмы досками и под церковные своды стали заезжать погрузчики и военные машины…

В 1991 году по ходатайству Архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа, храм святой великомученицы Параскевы Пятницы был возвращён в лоно Русской Православной Церкви, но в очень запущенном состоянии.

Первым настоятелем стал протоиерей Александр Троицкий, который был переведён к нам из Молдавии. Он за тридцать семь лет службы в священном сане, восстановил два православных храма в городах Баку и Рязани. Построил новый двухэтажный храм в татарской Богульме. Теперь его детищем стала церковь св. вмц. Параскевы.

После уборки мусора, наведения порядка внутри храма и приведения его в соответствие требованиям необходимым для проведения богослужений, осенью 1991 года, храм начал действовать.

Службы проходили только по субботам и воскресеньям, а в середине недели, можно было отслужить требы. Храм действовал и восстанавливался. Появились прихожане из местных жителей, нашлись желающие поработать на благо возрождающегося храма, кто за плату, кто безвозмездно, а кто и со своими деньгами-сбережениями. Конечно, больше своим трудом во славу Божию люди помогали восстановлению храма. Было вывезено более десяти грузовиков мусора с приходской территории и столько же из храмового подвала.

Отец Александр обладал Божьим даром собирать вокруг себя людей. Люди любили его, верили ему и тянулись к нему. Особенно любила его детвора, которая во время летних каникул, целыми днями, помогала взрослым в работе по обустройству храма.

В ходе восстановительных работ конструктивно храм несколько изменился. Ранее притвор, как и боковые приделы, имели два окна. Было оборудовано по три окна, парадный вход и паперть. Над входом была сделана звонница, над которой был установлен небольшой позолоченный купол с крестом.

На глазах у всех храм святой великомученицы Параскевы похорошел, окреп, расширился, став вторым по вместимости после кафедрального Казанского собора. Стала шириться и крепнуть приходская община, возрождаться полноценная приходская жизнь. В 1995-м году был назначен второй священник отец Пётр, прибывший из Грузии. Богослужения начинают проводиться ежедневно, организуется свой церковный хор.

В храм потянулись не только кировчане, но жители соседних районов города –Советского и Красноармейского, и по большим праздникам он уже не вмещал всех пришедших.

В 1994-м году, во время своего визита в , храм св. вмц. Параскевы посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который положительно отозвался о храме.

– Вы стали настоятелем в 2012 году, что за это время изменилось?

– В течение трёх лет были заменены кровля храма, все окна, построен теплый санузел для прихожан, заменена отопительная система в храме. Был произведён ремонт-реставрация притвора и левого придела храма (отштукатурены стены, установлены подвесные потолки). Здесь были размещены новоприобретённые большие иконы почитаемых святых, приобретены и установлены новые подсвечники, а также подвешены новые люстры-хоросы.

В настоящее время ведутся ремонтные работы в правом приделе. Была проведена реорганизация воскресной школы с привлечением профессиональных педагогов. Был организован социально-благотворительный пункт приема и раздачи одежды и обуви для малоимущих и многодетных семей.

В плане улучшения хозяйственной части прихода был обустроен новый хозяйственный блок – ангар-гараж, теплица, пекарня.

Благоустраивается и церковная территория: высажены фруктовые, декоративные деревья и кустарники, разбиты цветочные клумбы.

— Считается, что приход может быть духовным и культурным центром? Можно ли это сказать о Вашем приходе? Как Вы считаете, какова роль Церкви в культурной жизни города?

— Конечно помимо основной своей задачи – духовной, приход, на мой взгляд, может и должен быть и культурным центром. Ведь если вдуматься, само слово культура имеет своим корнем — «культ». Другое дело, какое содержание вносится в само это понятие. Большевики-богоборцы, закрывая после революции храмы, превращали их в «дома культуры», но какой культуры?.. Мы знаем цену этой безбожной, бездуховной «культуры».

Считаю, что истинная Культура – высокодуховна, высоконравственна и религиозна. Если взять русскую национальную культуру в её лучших примерах, то она вся пропитана Православием и выросла из него. Вот такую православную по духу культуру в нашем храме мы стараемся всячески развивать. У нас действует православная библиотека с огромным фондом литературы. Действует воскресная школа для детей, проводятся еженедельные просветительные беседы священнослужителей с прихожанами.

По большим праздникам мы проводим культурно-массовые мероприятия – концерты народной самодеятельности, приглашаем фольклорные, казачьи песенные коллективы, проводим детские праздники. Не уклоняется приход и от участия в культурно-просветительских мероприятиях, проводимых Волгоградской епархией, районными и городскими властями.

– Говорят, что церковная жизнь не ограничена только богослужением, а как обстоят дела в вашем храме? Расскажите о вашей внебогослужебной деятельности. Получается ли привлекать прихожан и молодежь?

– Как я уже отметил, мы стараемся не ограничиваться сугубо богослужебной деятельностью. В плане оживления общинной приходской жизни проводим приходские праздники с чаепитиями, братскими трапезами, общением прихожан. У нас активны социально-благотворительное и миссионерско-просветительское направления деятельности. В воскресные дни после Литургии и трапезы, прихожане могут посмотреть и обсудить православные документальные фильмы в нашем видео-клубе.

Духовенство продолжает служение и за порогом храма. Кроме исполнения обычных пастырских обязанностей, между клириками прихода разделены для духовного попечения местные общеобразовательные школы. Так, в 2013 году приход полностью оплатил приобретение учебников по «Основам Православной культуры» для МОУ СОШ № 57. Регулярно поддерживаются добрые взаимоотношения с МОУ СОШ № 110 и ее директором Ириной Валентиновной Арбузовой.

Сложность привлечения в храм молодёжи – проблема общецерковная. Мы стараемся работать и в этом направлении. У нас действует молодёжная группа, которая участвует в мероприятиях, организуемых отделом по делам молодежи Волгоградской епархии: спортивных турнирах, летних лагерях… В рамках этого направления у нас проводятся занятия школы православного звона именно для подростков.

— В храме проводится реставрация, на каком этапе сейчас работы и что еще предстоит сделать?

— В настоящее время ремонтно-реставрационные работы проводятся в правом приделе храма, их планируется завершить к Рождеству Христову. Впереди ещё большой объем ремонта и реставрации центральной и алтарной частей храма, а также полная замена напольного покрытия. Это достаточно сложные и дорогостоящие работы. С Божией помощью надеемся их произвести в ближайшие годы.

Священник Алексей Зимовец

Эту запись посмотрели 29 раз, из них 1 сегодня



Дата публикации: 27 октября 2015

Размещено в рубрике: Новости Волгоградской епархии, Новости приходов

Комментирование закрыто.