Судьба возжигателя царских лампад

Судьба возжигателя царских лампадГригорий Распутин и сегодня, спустя почти 100 лет со дня смерти, мучает историков множеством загадок, его личность покрыта слухами и тайнами... Бесспорно одно – где бы ни появлялся старец, везде оставлял молву о себе: почитателей, ненавистников, любопытствующих... Так случилось и в нашем городе, в бытности Царицыне, где Распутин нашел друга, а затем в его же лице – врага.

Начало покровительства

1909 год. Царицын. На ежегодный праздник Союза русского народа Илиодор (в миру Сергей Труфанов) традиционно во главе толпы идет по улицам, проклиная «смутьянов-левуцанеров», служит молебен в монастыре. Так он готовится к встрече епископа Гермогена и Григория Распутина, направляющихся в Царицын.

Предшествовала этому встреча Илиодора с императрицей Александрой Федоровной, которую организовал Распутин, чтобы избежать «ссылки» единомышленника в Минск. Именно благодаря участию старца Николай II отменил недавно подписанный им же указ о переводе Илиодора и велел: «Разрешаю иеромонаху Илиодору возвратиться в Царицын на испытание в последний раз». Таким образом Илиодор был восстановлен в качестве настоятеля Свято-Духова монастыря. Близкий ко двору старец еще не раз поможет Труфанову выпутываться из сложных ситуаций, а их у Илиодора было немало.

– Это связано с тем, что царицынский настоятель вел активную агитацию против евреев и инородцев вообще, против интеллигенции, с постоянными призывами к погромам, нападал на высших должностных лиц на государственной и церковной службах, – рассказывает краевед Роман Шкода. – Зато много говорил об интересах страдающего крестьянства. Илиодор приобретает значительную популярность у населения, в основном крестьянского. Также он славился нестандартным для настоятеля поведением: читая проповеди, мог кричать, топать ногами, махать посохом... У него существовало огромное количество почитателей, доходило даже до обожествления, люди падали в обморок, завидев настоятеля, или могли бегать за ним босиком по снегу...

Епископ Гермоген и Григорий Распутин прибыли в Царицын 28 ноября. Людям было любопытно и боязно увидеть старца, приближенного к царской семье, который исцеляет, изгоняет бесов, видит будущее... На вечернюю службу собрались более пяти тысяч верующих. Распутин до глубокой ночи лично раздавал прихожанам головки сахара, образки, крестики и полотенца, говоря, что «полотенцем или платком человек отирается от греха».

В первый старец пробыл в городе несколько дней. Труфанов позже вспоминал о своей поездке с Распутиным в Дубовский Свято-Вознесенский женский монастырь, игуменья которого планировала с помощью Григория устроить у себя пруды. За это время он еще больше сдружился с Илиодором. Впоследствии Распутин еще не раз приедет к своему другу в Царицын...

Знакомство

В 1903 году правящим архиереем в Саратове и Царицыне был епископ Гермоген. Владыка сблизился со странником (в начале 1900-х годов Распутин называл себя странником, вероятно, потому, что совершал долгие паломничества по святым местам России и зарубежья), ключевую роль в их дружбе сыграло как доброе отношение к Распутину Иоанна Кронштадтского, которого Гермоген глубоко чтил, так и мнение епископа Феофана, к которому он прислушивался.

Странник произвел на Гермогена огромное впечатление: "…и сейчас еще помню, – писал князь Николай Жевахов, – отзыв епископа Гермогена, сказавшего мне: «Это раб Божий: вы согрешите, если даже мысленно его осудите». Отметим, что при дворе официальная должность Распутина звучала как «возжигатель царских лампад».

– В 1908 году из Почаевской Лавры по приглашению владыки прибыл иеромонах Илиодор, – рассказывает «Родному городу» , краевед, кандидат философских наук, пресс-секретарь Волгоградской епархии. – С приходом нового архиерея в епархии развернулось монастырское строительство. В 1906–1907 гг. три купца обнесли в Царицыне место будущего подворья высоким деревянным забором и поставили там сначала Благовещенскую часовню, а затем маленький – на 100 человек – храм во имя Святаго Духа. Заведовать архиерейским подворьем Саратовской епархии 1 марта 1908 года владыка назначил иеромонаха Илиодора. В этом же году Илиодор знакомится с Распутиным. Происходит это в Петербурге у архимандрита Феофана, находившегося в дружеских отношениях с саратовским епископом Гермогеном.

Илиодор поделился с Распутиным планами о строительстве в Царицыне мужского Свято-Духова монастыря, старец горячо поддержал нового знакомого и впоследствии чем мог способствовал осуществлению замысла Труфанова.

– Илиодор в свою очередь был не менее, а, возможно, даже более амбициозным человеком, чем Григорий Распутин, из Свято-Духова монастыря он мечтал сделать русского православия, – отмечает Роман Шкода. – С 1909-го по 1911 г. Распутин и Илиодор продолжают тесное общение. Григорий Ефимович не раз посещал Царицын. Кроме того, встречи проходили в Саратове и Покровском. В частных беседах узнавая, с какими высокими деятелями Распутин общается, видя, какое влияние имеет Распутин на царскую семью, амбициозный Илиодор, вероятно, решил не отставать от своего единомышленника...

Только сделать это, не испортив отношений с Распутиным, он не смог. Так, в декабре 1909 года, гостя две недели у Распутина в сибирском селе Покровском (он покинул Царицын 29 ноября, а вернулся в город 21 декабря), Илиодор украл письмо царицы Александры Федоровны, присланное Григорию. На тот момент отношения уже были не такими дружескими, инцидент же их ухудшил...

Ссора и покушение

В июле 1911 года Распутин вновь приехал в Царицын, где иеромонах Илиодор в своей проповеди назвал его: «Наш брат во Христе Григорий Ефимович, великий человек…» В этом же году Труфанов по благословению епископа Гермогена посетил Петербург для поисков украденной Казанской иконы Богородицы (он подозревал в воровстве Распутина, с которым к тому времени он уже окончательно поссорился). Илиодор решил окончательно избавиться от преграды в виде Распутина, чтобы занять его место и стать ближе к царской семье.

29 июня (12 июля) 1914 года на Распутина в селе Покровском было совершено покушение. Его ударила ножом в живот и тяжело ранила Хиония Гусева, приехавшая из Царицына. Распутин сказал следователям, что подозревает в организации покушения Илиодора, но доказательств у него не было. Следствие по делу о покушении продлилось около года.

Как позже в показаниях рассказала 33-летняя мещанка Хиония Кузьминична Гусева (особые – отсутствие носа, а на его месте неправильной формы дыра как последствие болезни), которая совершила покушение на Григория Распутина:

«Четыре года назад у нас в г. Царицыне был Григорий Ефимович Распутин, заходил к нам в келью. Его мы все принимали со славой как человека, принятого бывшим архиереем Гермогеном. Гермоген велел отцу Илиодору водить Распутина по частным домам г. Царицына, где он прожил около недели и уехал от нас не знаю куда. В скором времени Распутин поссорился с названным Гермогеном и Илиодором в С. -Петербурге, после чего я спросила Илиодора: “Батюшка, чего не едет, как обещался, братец Григорий Ефимович Распутин?” На что Илиодор мне ответил, что славу ему он, Илиодор, дал через Гермогена и во время своей славы Распутин открылся ему, Илиодору, в частной беседе, что он был развратником, пакостником и клеветал на батюшку Илиодора и архиерея Гермогена, что они как будто хотят убить его, и за это они, Илиодор и Гермоген, пострадали, так как они в газетах написали про жизнь Распутина, например, в предъявляемом мне номере газеты “Свет” (был предъявлен № 127 от 18 мая 1914 г. газеты “Свет”, где помещен фельетон “Илиодор и Гриша”). Слова Илиодора про Распутина из статьи этой газеты “Илиодор и Гриша” и повлияли на меня так, что я решила убить Григория Ефимовича Распутина, подражая святому пророку Илье, который заколол ножом 400 ложных пророков; и я, ревнуя о правде Христовой, решила над Распутиным сотворить Суд Божий с целью убийства Распутина на первой неделе после прочтения статьи “Илиодор и Гриша”».

Гусева себя признала виновной сразу же. Однако в июле 1915 г. ее объявили душевнобольной и освободили от уголовной ответственности, поместив в психиатрическую лечебницу в Томске. 27 марта 1917 года освободили.

А Илиодор, опасаясь уголовного преследования, в 1914 году бежал за границу, в 1916 году переехал в США. Однако в 1918 году снова возвращается в Царицын, где пребывает по 1922 год. Распутина уже нет в живых. Илиодор создает секту «вечного мира», именуя себя патриархом Илиодором. Но советская власть не принимает его всерьез, и Труфанов возвращается в США, где издает книгу о Распутине «Святой черт». В частности, он упоминает о якобы имевших место блудных похождениях Григория в городе. Под видом исцеления бесноватых старец будто бы совращал мятущихся царицанок. Сейчас у многих серьезных исследователей практически нет сомнений в том, что все это было выдумано Илиодором, который никогда не останавливался ни перед чем для достижения своей цели.

Григорий Распутин был убит в ночь на 17 декабря 1916 года (30 декабря по новому стилю), оставив после себя множество тайн и загадок. Кем же он был? Колдуном, Божьим человеком или крестьянином, в котором разглядели провидца? Возможно, истина где-то посередине. К сожалению, воспоминания Илиодора не дают ответов на эти вопросы. Сам Труфанов, бежав из Царицына в США, стал баптистом, до конца жизни работал на должности швейцара небольшой гостиницы. Скончался от болезни сердца в 1952 году.

Артем Карасев

Эту запись посмотрели 144 раз, из них 1 сегодня



Дата публикации: 7 октября 2015

Размещено в рубрике: Общие новости

Комментирование закрыто.