Последняя авантюра иеромонаха Илиодора

Последняя авантюра иеромонаха ИлиодораИеромонах Илиодор, в миру Сергей Михайлович Труфанов, был незаурядной личностью. Его полная приключений и авантюр жизнь могла бы стать не только объектом научного изучения, но и прекрасным сюжетом для кинематографа. В Государственном архиве Волгоградской области хранятся уникальные документы, рассказывающие о последнем авантюрном проекте Остапа Бендера в рясе, который он пытался реализовать в Царицыне в 1921 году.

От Черной сотни до антимонархизма

Донской казак Сергей Труфанов принял монашеский постриг в 1903 году с именем Илиодор. Обладая природным ораторским даром, пылкой харизмой и признаками юродства, Илиодор уверенно поднимался по церковной карьерной лестнице. В 1908 году Святейший Синод назначил его настоятелем монастырского подворья и епархиальным миссионером в Царицыне. В нашем городе иеромонах Илиодор развернул пылкую деятельность. В течение нескольких лет он сумел собрать народные средства для возведения Свято-Духового монастыря. Его прихожане самозабвенно рыли катакомбы. Сам же иеромонах проводил в Царицыне многотысячные сходы, на которых изобличал бюрократию, интеллигенцию, революционеров и иноверцев. Под его крылом в Царицыне расцвели черносотенное движение и верноподданеческая любовь к царской династии. Впрочем, удача вскоре отвернулась от Труфанова. В течение трех лет Илиодор успел подружиться и поссориться с царским фаворитом Распутиным. Конфликт дошел до антагонизма. В 1912 году власти подвергли иеромонаха гонению: с него сняли сан и мирским человеком отправили в казачью станицу под надзор полиции. Но пылкий мистик не впал в отчаяние. Он провозгласил себя основателем новой религии «вечной истины», связался с духоборами, впал в язычество и стал обожествлять силы природы. Его отношение к монархии кардинально изменилось. «Теперь я государя и государыню не признаю», — заявлял он во время своих проповедей. В 1914 году Илиодор совершил неудачное покушение на Распутина и с помощью Максима Горького бежал из России.

Участие в церковном расколе

Последняя авантюра иеромонаха Илиодора

В Россию авантюрист вернулся весной 1918 года с программой низвержения патриарха Тихона и обновления православной церкви на базе коммунистической идеологии. В разных видах он предлагал ее на рассмотрение и в Наркомат юстиции, и в седьмой секретный отдел ВЧК, и Калинину, и даже самому Ленину. На страницах газеты «Правда» развернулась дискуссия по вопросу: можно ли использовать агитаторские и раскольничные таланты Труфанова или же надо прекратить на корню эту авантюру. Тем временем экс-иеромонах не сидел без дела. 12 июля 1919 года в Москве его «духовная дочь» Хиония Гусева совершила покушение на жизнь патриарха Тихона. Тихон выжил. Гусева отправилась в психлечебницу. Спустя год Сергей Труфанов проявил себя в селе Кислово Николаевского уезда Царицынской губернии. Он проповедовал религиозный коммунизм и рьяно выступал за Советскую власть. В Царицынское губчека пришло новое предложение авантюриста. Он выразил желание пройтись по обоим берегам Волги с проповедями внедрения коммунизма через религиозные обновленческие общины. «Желаю послужить не ради материального прибытка или угождения кому бы то ни было, а ради истины», — взывал к чекистам Сергей Труфанов. Его идею власти не поддержали, но дали Труфанову добро на переезд в . Илиодор выбил себе часть помещений и Благовещенский храм в Свято-Духовом монастыре и организовал там коммуну «Вечный мир», в которую вошли его последователи – шесть семей из Николаевского уезда и несколько десятков жителей Царицына. Коммунары жили в основном духовной жизнью. Ничего не производили, кроме скандалов. Со всей страны в «Вечный мир» стекались юродивые и проходимцы. Коммуна постепенно превращалась в притон. Но Труфанов продолжал называть свою общину ячейкой религиозного коммунизма.

Конец последней авантюры

15 января 1922 года в церкви Свято-Духова монастыря прозвучали револьверные выстрелы. Они оттенили шум назревавшего скандала. Оглушенные эхом люди на миг замолчали. Еще мгновение – и воздух в церкви наполнился штукатурной пылью и классовой ненавистью. Оторопь сменилась мордобоем. Вскоре из дверей церкви выводили человека с окровавленным лицом. Он упирался ногами в дверной косяк и протяжно выл. По его изуродованным женскими ногтями щекам лились слезы, смешанные с кровью. Сторонники несчастного взирали бессильно на избиение товарища, не имея возможности одолеть телесную мощь экзальтированного коллектива коммуны «Вечный мир». Позже в милицейском участке выяснились подробности конфликта. Фамилия избитого – Антоненко. Именно он стрелял в потолок храма, протестуя против рейдерского захвата церкви коммунарами Труфанова. По словам Антоненко, вечномировцы поставили охрану у входа в церковь, которая пропускала внутрь только членов коммуны. Тысячи жителей заполотновского района Царицына остались без церкви. По факту рейдерства было возбуждено уголовное дело в отношении Сергея Труфанова и его брата. Получив повестку следователя, оба подались в бега. Милиция не проявила особого рвения в их поисках. Так закончилась последняя авантюра бывшего иеромонаха Илиодора. В ноябре в честь годовщины Октябрьского переворота Труфановых амнистировали, но Сергея Михайловича в России уже не было. Спустя несколько лет он объявился в США. Но там его авантюры были уже никому не интересны. Илиодоровские же общины фиксировались в нашем крае до 1930 года.

Вячеслав Ященко

Эту запись посмотрели 34 раз, из них 1 сегодня



Дата публикации: 30 апреля 2016

Размещено в рубрике: Общие новости

Комментирование закрыто.