Захар Петрович Лобов родился 23 марта 1865 г. в селе Петровка Павловского уезда Воронежской губернии в семье мелкого чиновника. Он в Павловске окончил духовное училище и потом поехал в Новочеркасск для продолжения образования. В 1888 г. Захар окончил Донскую духовную семинарию и стал священнослужителем. 35 лет (по другим данным, 20 лет) прослужил он в Новочеркасском кафедральном соборе, стал одним из наиболее уважаемых иереев, получил сан протоиерея, был ключарём храма, что всегда считается знаком доверия к священнику со стороны архиерея и паствы.
Иерей Захария Лобов был женат, у него было два сына и две дочери. Воронежский исследователь, биограф владыки Захарии А.Н. Акиньшин обнаружил, что его сын Гавриил был профессором в Ростове-на-Дону. Там же проживали и обе дочери — Ольга и Вера. Второй сын Алексей принял монашеский постриг под именем Антония, впоследствии получил сан архимандрита. В 30-е гг. Антоний (Лобов) находился в ссылке под Архангельском.
В начале 20-х гг. протоиерей Захария овдовел. В это время патриарх Тихон усиленно подбирает архиреев для больших и малых городов России, провидя испытания, которые готовятся для церкви безбожной властью. В 1922 г. овдовела вновь образованная нижнечирская кафедра, скончался замученный в царицынской тюрьме владыка Николай (Орлов). 22 сентября/ 5 октября 1923 г. на эту кафедру был хиротонисан Захария. Хиротонию совершали епископы Митрофан (Гринёв) и Иннокентий. При монашеском постриге ему было сохранено имя, что случалось нечасто. Возможно, имя было дано в честь иного святого. Если день рождения владыки почти совпадает с памятью преподобного Захарии Отверстого, затворника, и Захарии, постника Печерского (24 марта), то хиротония последовало вскоре после дня памяти праведного Захарии, отца Иоанна Предтечи (5 сентября).
Захария значился викарием Донской епархии, хотя территория 2-го Донского округа входила в Царицынскую губернию. Видимо, как и у его предшественника, отношения с епархиальными властями в то время не были строго определёнными. Да и не успел епископ Захария провести существенных дел на своём новом поприще. Уже в следующем году он был арестован, осуждён тройкой в Ростове-на-Дону и отправлен на два года в лагерь.
Владыка Захария стал последним Нижнечирским епископом. Формально он оставался на этой кафедре до 1928 г. После него на кафедру больше никто не назначался. В некоторых документах он с 1/14 октября 1923 г. значится также Аксайским епископом.
Владыка отбывал ссылку на Соловках, где в ту пору находилось больше епископов, чем на свободе. На одной из фотографий мы находим епископа Захарию в кругу соузников: рядом сидят митрополит Евгений (Зернов), архиепископы Митрофан (Гринёв), Иларион (Троицкий); на другой встречаем архиепископа Серафима (Мещерякова), епископов Павла (Введенского), Платона (Руднева), Амвросия (Полянского). Под первой фотографией, размещённой на некоторых православных сайтах в Интернете, стоит дата «январь, 1923 год», что представляет собой ошибку: в это время владыка Захария ещё даже не был хиротонисан. Фото могло быть сделано не ранее 1924 г.
7 июня 1926 г. вместе с 23 другими иерархами Русской православной церкви он подписал знаменитую «Памятную записку соловецких епископов, представленную на усмотрение правительства», в которой предполагалось, что церковь и государство будут чётко соблюдать принцип невмешательства в дела друг друга. Епископы отказывались от участия в политической жизни общества, но при этом хотели провести поместный собор, избрать патриарха, свободно осуществлять богослужения. Правительство никак не прореагировало на эту записку руководителей церкви.
Возвратившись из ссылки, владыка служил с 1927 (или с 1926) года в Тверской епархии: был епископом Новоторжским, затем — Бежецким. 11/24 апреля 1929 г. он возведён в сан архиепископа. Когда стало известно, что в Соловецком заточении скончался владыка Петр (Зверев) (25 января 1929г.), архиепископ Захария назначается на воронежскую кафедру. В пасхальные дни 1929 года он прибыл в Воронеж. В приветственном слове к пастве он сказал: «Усерднейше прошу принять меня, как архипастыря и отца, и обращаться ко мне всем сердцем и всей душою. Да будет едино, ибо в единении спасение наше и небесное и земное».
Как и другим православным иерерхам, архиепископу Воронежскому и Задонскому Захарии пришлось столкнуться с произволом властей, неуважением к нему и гонениями по отношению к священникам и прихожанам. Храмы закрывались, священнослужители арестовывались. Власти усердно поддерживали обновленцев, отдавали им церкви. Они поощряли нестроения внутри приходов, внедряли в них своих агентов, поддерживали матерально и морально лиц, не подчиняющихся иерархическому порядку, нарущающих церковную дисциплину.
Владыка Захария изначально стал на позиции митрополита Сергия (Страгородского). Он участвовал в заседаниях Временного патриаршьего священного синода (например, в ноябре 1931 г.), высказывался в поддержку заместителя патриаршьего местоблюстителя, одобрял его действия. 13 апреля 1932 г. архиепископ Захария был награждён правом ношения креста на клобуке.
Всем этим архиепископ вызывал недовольство противников сергианцев. Митрополит Казанский Кирилл (Константин Иларионович Смирнов) писал одному из своих сподвижников: «Сдаётся мне, что и Вы сами, и Ваш корреспондент не разграничиваете тех действий митрополита Сергия и его единомышленников, кои совершаются ими по надлежащему чину в силу благодатных прав, полученных через таинство священства, от таких деяний, кои совершаются с превышением своих сакраментальных прав по человеческим ухищрениям в ограждение и поддержание своих самоизмышленных прав в Церкви. Таковы деяния епископа Захарии [Лобова] и священника Потапова, о коих Вы упоминаете. Это только по форме тайно-действия, а по существу узурпация тайнодействий, а потому кощунственны, безблагодатны, нецерковны, но таинства, совершаемые сергианами, правильно рукоположенными во священнослужении, не запрещенными, являются, несомненно, таинствами спасительными для тех, кои приемлют их с верою, в простоте, без рассуждений и сомнения в их действенности и даже не подозревающих чего-либо неладного в сергианском устроении Церкви».
Сложными и противоречивыми путями шло развитие русского православия в ХХ в., не всегда верующие, священники и даже владыки могли принять правильное решение, понять другую точку зрения, разобраться в тех хитросплетениях, которые им организовывала безбожная власть. И только время расставило всё по своим местам. Знаменательно, что Кирилл Казанский и Захария Воронежский были канонизированы Русской православной церковью в один и тот же день.
Владыка Захария до марта 1932 г. служил в Троицком Смоленском кафедральном соборе, а после его закрытия обосновался в Успенской церкви в речной пойме, здесь же в сторожке он некоторое время жил. К нему потянулись воронежцы, жители окрестных деревень, лишившиеся храмов и пастырей.
Власти постоянно контролировали деятельность архиепископа, посылали на богослужения своих соглядатаев, досье архиерея в местном управлении НКВД пухло с каждым днём. И всё же владыка смог продержаться на кафедре более 6 лет, случай почти беспрецедентный для того жестокого времени. Вспомним, как в те же годы часто менялись епископы на сталинградской кафедре (если не считать Феодосия Вощанского, с 1929 по 1935 гг. там находилось 3 архиерея).
И всё же кольцо вокруг воронежского архиерея сомкнулось. В ночь на 23 мая 1935 г. владыка был арестован. 19 июля ему предъявляется обвинение в контрреволюционной агитации «с использованием религиозных предрассудков масс», в распространении провокационных слухов (статья 58-10). На допросе цитировались слова архиепископа, сказанные им на одной из проповедей: «Как и в первые века христианства, ныне за Бога страдают все люди, вся церковь». Кто-то из доносчиков зафиксировал и другие слова владыки, сказанные им после убийства С.М. Кирова: «Смотрите, сколько невинных людей подвергаются наказанию советским правительством». Приписывали Захарии и такие слова: «В настоящее время над русским православием поднят меч».
10 сентября состоялось заседание спецколлегии областного суда, которая вынесла приговор: 5 лет лагерей. 26 октября этот приговор был утверждён верховным судом РСФСР. 12/25 ноября 1935 года владыка вторично ссылается на Соловки. Митрополит Сергий формально освобождет его с этого дня от управления епархией, «увольняет на покой».
70-летний архиепископ Захария недолго пробыл в лагере. Из книги митрополита Мануила (Лемешевского) известно, что он «соблюдал строго среду и пятницу, ел один раз в день пшенный суп постный и то только после всенощного бдения. В великий пост в первую, четвёртую, седьмую недели ел только один раз тоже только после всенощного бдения. В частной жизни был прост, любил изредка и шутить. Последние годы ослеп, и началась водянка, от которой он и скончался».
30 июня 1992 г. Захария (Лобов) был реабилитирован. На юбилейном освященном архиерейском соборе РПЦ, состоявшемся в Москве 13–16 августа 2000 года, архиепископ Воронежский Захария был канонизирован по представлению Алма-Атинской епархии. Его лик помещён на иконе новых святых российских мучеников и исповедников, пострадавших за Христа в ХХ веке, написанной по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя синодальной комиссии по канонизации святых. В настоящее время она находится в Храме Христа Спасителя. Владыка изображён в 3-м ряду лика святителей с правой стороны иконы. Память священномученика Захарии отмечается в воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников российских) и 8/21 сентября.
На архиерейском соборе были приняты решения: 10. Писать новопрославленным святым иконы для поклонения согласно определению VII Вселенского Собора. 11. Напечатать жития новопрославляемых новомучеников и исповедников российских для назидания в благочестии чад церковных. Хотелось бы видеть в волгоградских и нижнечирских храмах икону святителя Захарии. Этот скромный очерк пусть напомнит чадам церковным о жизни этого святого, начавшего свой архипастырский путь на нашей земле.
Иванов С.М., Супрун В.И. «Православие на волгоградской земле:епархии и епископы».