Епископ Нижнечирский Захария (Лобов)

Епископ Нижнечирский Захария (Лобов)Захар Петрович Лобов родился 23 марта 1865 г. в селе Петровка Павловского уезда Воронежской губернии в семье мелкого чиновника. Он в Павловске окончил духовное училище и потом поехал в Новочеркасск для продолжения образования. В 1888 г. Захар окончил Донскую духовную семинарию и стал священнослужителем. 35 лет (по другим данным, 20 лет) прослужил он в Новочеркасском кафедральном соборе, стал одним из наиболее уважаемых иереев, получил сан протоиерея, был ключарём храма, что всегда считается знаком доверия к священнику со стороны архиерея и паствы.

Иерей Захария Лобов был женат, у него было два сына и две дочери. Воронежский исследователь, биограф владыки Захарии А.Н. Акиньшин обнаружил, что его сын Гавриил был профессором в Ростове-на-Дону. Там же проживали и обе дочери — Ольга и Вера. Второй сын Алексей принял монашеский постриг под именем Антония, впоследствии получил сан архимандрита. В 30-е гг. Антоний (Лобов) находился в ссылке под Архангельском.

В начале 20-х гг. протоиерей Захария овдовел. В это время патриарх Тихон усиленно подбирает архиреев для больших и малых городов России, провидя испытания, которые готовятся для церкви безбожной властью. В 1922 г. овдовела вновь образованная нижнечирская кафедра, скончался замученный в царицынской тюрьме владыка Николай (Орлов). 22 сентября/ 5 октября 1923 г. на эту кафедру был хиротонисан Захария. Хиротонию совершали епископы Митрофан (Гринёв) и Иннокентий. При монашеском постриге ему было сохранено имя, что случалось нечасто. Возможно, имя было дано в честь иного святого. Если день рождения владыки почти совпадает с памятью преподобного Захарии Отверстого, затворника, и Захарии, постника Печерского (24 марта), то хиротония последовало вскоре после дня памяти праведного Захарии, отца Иоанна Предтечи (5 сентября).

Захария значился викарием Донской епархии, хотя территория 2-го Донского округа входила в Царицынскую губернию. Видимо, как и у его предшественника, отношения с епархиальными властями в то время не были строго определёнными. Да и не успел епископ Захария провести существенных дел на своём новом поприще. Уже в следующем году он был арестован, осуждён тройкой в Ростове-на-Дону и отправлен на два года в лагерь.

Владыка Захария стал последним Нижнечирским епископом. Формально он оставался на этой кафедре до 1928 г. После него на кафедру больше никто не назначался. В некоторых документах он с 1/14 октября 1923 г. значится также Аксайским епископом.

Владыка отбывал ссылку на Соловках, где в ту пору находилось больше епископов, чем на свободе. На одной из фотографий мы находим епископа Захарию в кругу соузников: рядом сидят митрополит Евгений (Зернов), архиепископы Митрофан (Гринёв), Иларион (Троицкий); на другой встречаем архиепископа Серафима (Мещерякова), епископов Павла (Введенского),  Платона (Руднева), Амвросия (Полянского). Под первой фотографией, размещённой на некоторых православных сайтах в Интернете, стоит дата «январь, 1923 год», что представляет собой ошибку: в это время владыка Захария ещё даже не был хиротонисан. Фото могло быть сделано не ранее 1924 г.

7 июня 1926 г. вместе с 23 другими иерархами Русской православной церкви он подписал знаменитую «Памятную записку соловецких епископов, представленную на усмотрение правительства», в которой предполагалось, что церковь и государство будут чётко соблюдать принцип невмешательства в дела друг друга. Епископы отказывались от участия в политической жизни общества, но при этом хотели провести поместный собор, избрать патриарха, свободно осуществлять богослужения. Правительство никак не прореагировало на эту записку руководителей церкви.

Возвратившись из ссылки, владыка служил с 1927 (или с 1926) года в Тверской епархии: был епископом Новоторжским, затем — Бежецким. 11/24 апреля 1929 г. он возведён в сан архиепископа. Когда стало известно, что в Соловецком заточении скончался владыка Петр (Зверев) (25 января 1929г.), архиепископ Захария назначается на воронежскую кафедру. В пасхальные дни 1929 года он прибыл в Воронеж. В приветственном слове к пастве он сказал: «Усерднейше прошу принять меня, как архипастыря и отца, и обращаться ко мне всем сердцем и всей душою. Да будет едино, ибо в единении спасение наше и небесное и земное».

Как и другим православным иерерхам, архиепископу Воронежскому и Задонскому Захарии пришлось столкнуться с произволом властей, неуважением к нему и гонениями по отношению к священникам и прихожанам. Храмы закрывались, священнослужители арестовывались. Власти усердно поддерживали обновленцев, отдавали им церкви. Они поощряли нестроения внутри приходов, внедряли в них своих агентов, поддерживали матерально и морально лиц, не подчиняющихся иерархическому порядку, нарущающих церковную дисциплину.

Владыка Захария изначально стал на позиции митрополита Сергия (Страгородского). Он участвовал в заседаниях Временного патриаршьего священного синода (например, в ноябре 1931 г.), высказывался в поддержку заместителя патриаршьего местоблюстителя, одобрял его действия. 13 апреля 1932 г. архиепископ Захария был награждён правом ношения креста на клобуке.

Всем этим архиепископ вызывал недовольство противников сергианцев. Митрополит Казанский Ки­рилл (Константин Иларионович Смирнов) писал одному из своих сподвижников: «Сдаётся мне, что и Вы сами, и Ваш корреспондент не разграничиваете тех действий митрополита Сергия и его единомышленников, кои совершаются ими по надлежащему чину в силу благодатных прав, полученных через таинство священства, от таких деяний, кои совершаются с превышением своих сакрамен­тальных прав по человеческим ухищрениям в ограждение и поддержание своих самоизмышленных прав в Церкви. Таковы деяния епископа Захарии [Лобова] и священника Потапова, о коих Вы упоминаете. Это только по форме тайно-действия, а по существу узурпация тайнодействий, а потому кощунственны, безблагодатны, нецерковны, но таинства, совершаемые сергианами, правильно рукоположенными во священнослужении, не запрещенными, являются, несом­ненно, таинствами спасительными для тех, кои приемлют их с верою, в простоте, без рассуждений и сомнения в их действенности и даже не подозрева­ющих чего-либо неладного в сергианском устроении Церкви».

Сложными и противоречивыми путями шло развитие русского православия в ХХ в., не всегда верующие, священники и даже владыки могли принять правильное решение, понять другую точку зрения, разобраться в тех хитросплетениях, которые им организовывала безбожная власть. И только время расставило всё по своим местам. Знаменательно, что Кирилл Казанский и Захария Воронежский были канонизированы Русской православной церковью в один и тот же день.

Владыка Захария до марта 1932 г. служил в Троицком Смоленском кафедральном соборе, а после его закрытия обосновался в Успенской церкви в речной пойме, здесь же в сторожке он некоторое время жил. К нему потянулись воронежцы, жители окрестных деревень, лишившиеся храмов и пастырей.

Власти постоянно контролировали деятельность архиепископа, посылали на богослужения своих соглядатаев, досье архиерея в местном управлении НКВД пухло с каждым днём. И всё же владыка смог продержаться на кафедре более 6 лет, случай почти беспрецедентный для того жестокого времени. Вспомним, как в те же годы часто менялись епископы на сталинградской кафедре (если не считать Феодосия Вощанского, с 1929 по 1935 гг. там находилось 3 архиерея).

И всё же кольцо вокруг воронежского архиерея сомкнулось. В ночь на 23 мая 1935 г. владыка был арестован. 19 июля ему предъявляется обвинение в контрреволюционной агитации «с использованием религиозных предрассудков масс», в распространении провокационных слухов (статья 58-10). На допросе цитировались слова архиепископа, сказанные им на одной из проповедей: «Как и в первые века христианства, ныне за Бога страдают все люди, вся церковь». Кто-то из доносчиков зафиксировал и другие слова владыки, сказанные им после убийства С.М. Кирова: «Смотрите, сколько невинных людей подвергаются наказанию советским правительством». Приписывали Захарии и такие слова: «В настоящее время над русским православием поднят меч».

10 сентября состоялось заседание спецколлегии областного суда, которая вынесла приговор: 5 лет лагерей. 26 октября этот приговор был утверждён верховным судом РСФСР. 12/25 ноября 1935 года владыка вторично ссылается на Соловки. Митрополит Сергий формально освобождет его с этого дня от управления епархией, «увольняет на покой».

70-летний архиепископ Захария недолго пробыл в лагере. Из книги митрополита Мануила (Лемешевского) известно, что он «соблюдал строго среду и пятницу, ел один раз в день пшенный суп постный и то только после всенощного бдения. В великий пост в первую, четвёртую, седьмую недели ел только один раз тоже только после всенощного бдения. В частной жизни был прост, любил изредка и шутить. Последние годы ослеп, и началась водянка, от которой он и скончался».

30 июня 1992 г. Захария (Лобов) был реабилитирован. На юбилейном освященном архиерейском соборе РПЦ, состоявшемся в Москве 13–16 августа 2000 года, архиепископ Воронежский Захария был канонизирован по представлению Алма-Атинской епархии. Его лик помещён на иконе новых святых российских мучеников и исповедников, пострадавших за Христа в ХХ веке, написанной по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя синодальной комиссии по канонизации святых.  В настоящее время она находится в Храме Христа Спасителя. Владыка изображён в 3-м ряду лика святителей с правой стороны иконы. Память священномученика Захарии отмечается в воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников российских) и 8/21 сентября.

На архиерейском соборе были приняты решения: 10. Писать новопрославленным святым иконы для поклонения согласно определению VII Вселенского Собора.  11. Напечатать жития новопрославляемых новомучеников и исповедников российских для назидания в благочестии чад церковных. Хотелось бы видеть в волгоградских и нижнечирских храмах икону святителя Захарии. Этот скромный очерк пусть напомнит чадам церковным о жизни этого святого, начавшего свой архипастырский путь на нашей земле.

Иванов С.М., Супрун В.И. «Православие на волгоградской земле:епархии и епископы».

Для этой записи меток нет
Запись опубликована 9 декабря 2012 пользователем . .
Если вы обнаружили неточность или же обладаете дополнительными материалами к данной странице, редакция сайта "Волгоград Православный" с радостью и благодарностью примет ваши корректировки на наш адрес электронной почты volgaprav@yandex.ru
Спаси вас Господь!