Святого Никиты исповедника

Свято-Никитская церковьСвято-Никитская церковь — одна из немногих на территории современного г. Волгограда, которая пережила советское время и сохранилась до наших дней. Церковь была построена на средства Астраханского генерал-губернатора Никиты Афанасьевича Бекетова в конце XVIII века. С проблемой более точной датировки строительства храма сталкивались все, кто обращался к его истории. Одним из первых пытался разрешить её более ста лет назад известный исследователь нашего края А. Н. Минх. В «Историко-географическом словаре Саратовской губернии» он писал: «По сведениям волостного правления Никита Афанасьевич Бекетов построил в 1782 году в Отраде церковь во имя св. Никиты Исповедника, в честь своего ангела, но по архивным документам («Труды» Саратовской учёной архивной комиссии 1893 года – вып. 2, с. 106) показано, что Никитинская каменная церковь в селе Отрада построена в 1795 году, следовательно, принимая во внимание время кончины Бекетова 9 июня 1794 года, вероятно, эта церковь была начата лишь при нем, освящена же в 1795 году, вскоре после его смерти...»

Первоначально храм был построен в форме базилики. Вдоль стен в два ряда на небольшом расстоянии друг от друга располагались окна, благодаря чему вовнутрь поступало много света. Фасады были окрашены в светло-жёлтый цвет.

В XIX – XX веках храм дважды перестраивался. По утверждению В. В. Серебряной, в 1867 году церковь была расширена притворами с юга и севера и приобрела крестообразную форму. В 1901 году вместо деревянной колокольни была возведена каменная. Очевидно, тогда храм приобрёл тот вид, какой он имеет в настоящее время: сочетание классицизма и эклектики (с элементами древнерусской архитектуры). Объёмная композиция состоит из крестообразного в плане с пятигранной апсидой храма, прямоугольной трапезной и трёхъярусной колокольни, размещённых на одной оси. Апсида пятигранная, каждая грань прорезана окнами в два света и окружена шестью тосканскими колоннами (снесены в начале 1990-х годов, восстановлены в 1997 году). Колонны поставлены на высокие постаменты и поддерживают сильно вынесенный профилированный деревянный карниз. Над апсидой возвышается восьмигранный высокий барабан с куполом, что чрезвычайно редко встречается в русской архитектуре. В южном и северном приделах использован мотив триумфальной арки: в центре большая арка — вход, а по сторонам крупные арочные окна, франкированные пилястрами, над ними по фризу идёт декор в виде триглифов. На западной и восточной стенах приделов в центре расположены плоские арочные ниши, углы оформлены спаренными пилястрами. Трапезная по ширине равна храму, двухсветная. Первый ярус колокольни по высоте равен трапезной и является притвором. Четверик второго яруса прорезан сдвоенными арочными проёмами. Третий ярус – восьмерик с арочными проёмами.

В первые годы после открытия Свято-Никитской церкви к её приходу кроме села Отрада принадлежали слобода Бекетовка, посёлок Ивановка и колония Сарепта. Причт состоял из священника и псаломщика. Храм посещало 529 человек. В 1895 году в списках прихожан числилось 3062 души, в 1912 году – 3427 Согласно церковной ведомости 1917 года, приход Свято-Никитской церкви составляли жители с. Отрада (1575 чел.) и с. Бекетовка (1984 чел.). К Свято-Никитской церкви с начала XX века была приписана Параскевинская церковь и молитвенный дом при посёлке Новая Отрада. В приходе было две земские школы. В 1911 году причт состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков. К сожалению, наши сведения о священнослужителях Свято-Никитской церкви чрезвычайно скудны. Известно, что в 1917 году, накануне установления советской власти, в храме служили священники Алексий Добросердов, Евгений Мегарский, диакон Сергий Крестовоздвиженский. Священник Никанор Карамзин состоял в штате Свято-Никитской церкви с откомандированием в посёлок Новая Отрада. Настоятелем прихода с 1907 года был о. Алексий Добросердов, сын священника Саратовской епархии, выпускник Пензенской духовной семинарии. Отец Алексий много внимания уделял просветительской и благотворительной деятельности. Большой интерес он проявлял к естественным наукам и статистике. С 1901 года священник Алексий Добросердов был сотрудником Саратовского общества естествоиспытателей, а его труды по сельскохозяйственной статистике были отмечены министром земледелия и государственных имуществ. Сын отца Алексия окончил Московской духовной академии, стал священником и служил в Свято-Никитской церкви в 1920-х годах.

Духовенство прихода, несмотря на гонения со стороны большевистской власти, не прекращало церковной проповеди. В документах Сталинградских партийных органов в 1930-е годы часто указывалось на оживление деятельности «религиозников» и «церковников» во всех районах города, и особенно в Кировском, где в то время оставалась действующей только Свято-Никитская церковь. Сталинградский горком ВКП(б) требовал, чтобы партийные организации Кировского района усилили антирелигиозную пропаганду и агитацию. Не полагаясь исключительно на средства идеологического воздействия, власти прибегли к закрытию оставшихся в Сталинграде храмов. В их числе была и Свято-Никитская церковь. 29 июня 1940 года решением исполкома Сталинградского областного Совета депутатов трудящихся храм был закрыт и передан «под культурное учреждение».

Свято-Никитская церковь В годы Великой Отечественной войны произошли изменения в политике советского государства в отношении Церкви. Ряд уцелевших церковных зданий был возвращён верующим. В г. Сталинграде был первым открыт Свято-Никитский храм. 8 мая 1943 года в ответ на просьбу жителей с. Старая Отрада и пос. Ермана исполком Сталинградского горсовета разрешил совершать богослужения в Свято-Никитской церкви. Верующие с большой радостью восприняли это событие. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Сталинградской области в своём отчёте в 1946 году сообщал: «В Никитинской церкви Кировского района г. Сталинграда на Пасхальном богослужении было народа более 6 тыс. человек, в числе которых молодёжи и детей школьного возраста было не менее 1500 человек. Под открытым небом находилось 3 – 4 тысячи человек, которые также все стояли со свечами».

Очевидно, в первые годы после открытия храма были выполнены необходимые ремонтные работы. Устранены повреждения военного времени. Были отремонтированы богослужебные сосуды и церковная утварь. В храме до недавних пор хранились запаянная чаша и самодельная звездица. Возможно, тогда были написаны в народном стиле преп. Никиты Исповедника (икон более раннего времени не сохранилось). Одна из них сейчас находится над входом в притвор. 20 мая 1948 года архиепископ Астраханский и Сталинградский Филипп (Ставицкий) освятил антиминс и престол в Свято-Никитской церкви.

В 1955 году в Почаевской лавре был приобретён для церкви список с Чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. В честь её перенесения в Свято-Никитском храме была устроена торжественная встреча, в которой участвовало около 200 человек. Тогда же, в 1955 году, по благословению епископа Астраханского и Сталинградского Сергия (Ларина) начались ремонтно-реставрационные работы в Свято-Никитском храме. В 1956—1957 годах был перестроен алтарь, возведены новые купол и иконостас, оштукатурена левая часть храма, расписаны апсида, плафон, стены, хоры и притворы. Храм расписывали художники М. Е. Губонин и Б. М. Красильников. Они написали в стиле портретной живописи новые иконы преп. Никиты Исповедника (аналойную, храмовую и медальон в алтаре). Альфрейные работы выполнил А. В. Козленков. С 1952 по 1958 год приход израсходовал на ремонтно-реставрационные работы и украшение церкви свыше 1 млн. рублей. Эта деятельность происходила при активном сопротивлении властей. В 1950-е годы на Русскую Православную Церковь обрушились новые гонения. Позднее Волгоградский горком КПСС также неоднократно призывал к «усилению атеистического воспитания», с тревогой отмечая рост численности верующих. На заседании бюро Волгоградского горкома КПСС 7 августа 1972 года отмечалось: «...Вследствие серьёзных недостатков, имеющихся в атеистическом воспитании населения Кировского района, за последние два года увеличилось количество совершенных религиозных обрядов. Так, в 1970 году было 291 крещение, 1971 году – 336, за шесть месяцев 1972 года – 151. Среди крестившихся в 1971 году – 331 человек детей, то есть 21,7 процента от регистрации рождений в органах ЗАГСа...». Спустя десять лет Волгоградский горком КПСС вынужден был констатировать, что ситуация с атеистическим воспитанием в городе в целом и в Кировском районе в частности стала ещё более безотрадной. На заседании бюро Волгоградского горкома КПСС 11 декабря 1981 года указывалось: «В дни культовых праздников Казанский собор (Ворошиловский район), Никитскую церковь (Кировский район) и молитвенные дома посещают свыше 40 тысяч человек. Постоянно возрастают доходы религиозных объединений, растёт число совершаемых крещений, венчаний и отпеваний. Более 40 % дохода церквей области образуется за счёт церквей нашего города. В городе совершается от общего количества обрядов по области: 33,7 % – крещений, 28,1 % – венчаний, 43,1 % – заочных отпеваний. Так, из 14 143 родившихся в 1980 году окрещено 4399 детей, то есть почти каждый третий».

Вплоть до конца 1980-х годов деятельность церковных организаций находилась под жёстким контролем государственных органов, что препятствовало полноценному развитию приходской жизни. Возрождение Русской Православной Церкви началось с 1991 года. Это стало возможно благодаря падению коммунистического режима и демократизации общества. Оживлению церковной жизни в г. Волгограде и области способствовало и создание Волгоградской епархии. Назначенный архиепископом Волгоградским и Камышинским Высокопреосвященный Герман (Тимофеев) добился возвращения Церкви разрушенных храмов и монастырей, позаботился о ремонте старых и строительстве новых храмов, об издании православной газеты, об открытии духовных учебных заведений, воскресных школ, библиотек.

Знаменательным событием в жизни Свято-Никитского прихода, как и всей Волгоградской епархии, стал приезд в июне 1993 года в наш город Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Следует отметить, что десятью годами ранее, 11 ноября 1983 года Его Святейшество Алексий II, в то время митрополит Таллинский и Эстонский, был в Волгограде и посещал Свято-Никитский храм. Тогда будущий патриарх прибыл в Волгоград вместе с архиепископом Тульским и Белевским Германом, нынешним митрополитом Волгоградским и Камышинским, по приглашению архиепископа Саратовского и Волгоградского Пимена. В Книге почётных посетителей Свято-Никитской церкви сохранилась запись:

В год сорокалетия славной Победы на Волге и в связи с 60-летием Высокопреосвященного Архиепископа Саратовского и Волгоградского Пимена мы имели возможность и духовную радость посетить Свято-Никитский храм города Волгограда и видеть его благолепие. Милость и благословение Божие да пребывает с этим приходом, священнослужителями и прихожанами.

Алексий, Митрополит Таллинский и Эстонский

Герман, Архиепископ Тульский и Белевский

Пимен, Архиепископ Саратовский и Волгоградский.

20 июня 1993 года Святейший Патриарх Алексий II вновь посетил Свято-Никитский храм. Его Святейшество освятил новые кресты на купола церкви и в Книге почётных гостей оставил запись: «Да благословит Господь труды отца настоятеля и вас, тружеников церковных, в осуществлении задуманного возрождения приходской жизни во всем её многообразии».

Свято-Никитская церковь По благословению архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа в 1990-е годы в Свято-Никитском храме возобновились ремонтно-реставрационные работы. По просьбе архитектора Волгоградского областного научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры Е. А. Стяжковой и настоятеля Свято-Никитского прихода иерея Николая Станкова сотрудники Проектного института по реставрации памятников истории и культуры «Спецпроектреставрация» (Москва) в конце 1995 – 1996 году провели натурные и лабораторные исследования состояния кладочных материалов, штукатурки и окраски на фасадах и в интерьере храма, на основании которых составили «Технологические рекомендации по реставрации кладочных и штукатурных материалов и окраски» (Т. Н. Семина и Г. С. Мигаева) и «Проект вертикальной планировки территории храма» (Т. В. Логачева). В связи с аварийным состоянием стен алтаря и верхнего яруса колокольни директором Регионального инженерно-технического центра (г. Владимир) Ю. А. Ковалём был разработан проект противоаварийных работ по усилению конструкций церкви. С осени 1996 года Ю. А. Коваль возглавил проведение ремонтных и реставрационных работ на храме. Его сотрудники произвели вычинку разрушавшихся алтарных стен, установили металлические бандажи на апсиде и на верхнем ярусе колокольни (1996), восстановили колонны по восточному фасаду, укрепили профилированный деревянный карниз над алтарём и шатёр колокольни (1997), выполнили вертикальную планировку территории храма, сняли асфальтовое покрытие и два слоя бетонной отмостки вокруг церкви, установили дискретную отмостку, обустроили газоны и цветники (1998–1999), заменили под апсидой и восстановили гидроизоляцию, укрепили и отремонтировали надалтарную часть и купола (2000), облицевали белым камнем цокольную часть алтаря (2001), изготовили и установили новый купол на крестильне (2002), начали работы по укреплению стен и колонн внутри храма (2003–2004).

Большую помощь в украшении храма оказало Русское культурное общество (председатель – В. Л. Самохин). По заказу Общества для Свято-Никитской церкви были написаны иконы « Иоанна Предтечи» (написала инокиня Феодосия), «Сретение Господне», икона Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо». Русское культурное общество также подарило храму вышитые в своих мастерских Толгскую икону Божией Матери, икону Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, хоругви с ликами святителя Николая Чудотворца, преподобных Никиты Исповедника и Сергия Радонежского. Председатель и сотрудники Русского культурного общества всегда были желанными гостями на детских праздниках при Свято-Никитской церкви, в проведении которых они принимали самое живое участие. Часто они привозили с собой детей из детских садов и взрослых из больниц, которых опекало Общество.

В 2000 году иконописец Е.В. Мавродиева написала новую аналойную икону преподобного Никиты Исповедника и образ святителя Феодора Едесского для воскресной школы. В 2001 году она написала фреску преподобного Никиты Исповедника на алтарной стене. Все иконы созданы в древнерусском стиле.

Значительными событиями в жизни Свято-Никитского прихода были крестные ходы и пребывание в храме 27–28 сентября 2002 года и 17–18 сентября 2004 года Чудотворной Урюпинской иконы Божией Матери. Богослужения в эти дни проходили при большом стечении молящихся, среди которых было много детей и подростков.

С начала 1990-х годов деятельность духовенства, ограничивавшаяся в течение нескольких десятилетий советской власти совершением богослужений и треб, вышла за пределы церковной ограды. Священники занялись просветительской и миссионерской деятельностью, душепопечительной работой в воинских частях, тюрьмах и больницах. 22 июля 1996 года при приходе была создана Детская воскресная школа святителя Феодора, епископа Едесского (директор – Л. К. Ведерникова). В разные годы её посещали от 20 до 40 детей. В 1997 года при храме был открыт филиал школы «Воскресение». Для маленьких прихожан ежегодно устраиваются Рождественская ёлка и Пасхальный детский праздник. Воскресная школа занимается миссионерской деятельностью, поддерживает отношения с другими школами и детскими учреждениями. Ученики воскресной школы участвовали в смотрах и конкурсах, в чествованиях ветеранов Великой Отечественной войны, выступали в Доме детского творчества, в Театре юного зрителя, на праздниках Кировского района, в детском саду № 81, в школах № 24 и № 122, в библиотеке № 9, в школе-интернате № 4. Воскресная школа вместе со священниками Свято-Никитского прихода ежегодно принимает активное участие в торжествах в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла. Детские праздники в школе святителя Феодора Едесского посещали учащиеся из других воскресных и общеобразовательных школ, детской певческой школы из Свято-Духова монастыря. Большую радость и пользу детям принесли паломнические поездки по храмам Волгограда, в Свято-Духов мужской монастырь и Дубовский Свято-Вознесенский женский монастырь.

Свято-Никитская церковь Священники и педагоги-прихожане Свято-Никитской церкви значительное внимание уделяют преподаванию «Основ православной культуры» в детских садах и учебных заведениях. Настоятель прихода священник Николай Станков читает курс лекций «Духовная культура южных славян в IX–XX веках» на факультете истории и международных отношений Волгоградского государственного университета. Иерей Дмитрий Климов преподаёт «Основы православной культуры» в Волгоградском энергетическом колледже. Прихожанки Свято-Никитской церкви Н. Ю. Бухарева и Т. И. Беликова преподают «Основы православной культуры» в общеобразовательных школах № 24 и 122 и в коррекционной школе-интернате № 4. Приход оказывает помощь школам в приобретении учебной и методической литературы по предмету «Основы православной культуры», в организации поездок учителей в Москву для участия в ежегодных Всероссийских Рождественских чтениях. 14-16 апреля 2004 года при Свято-Никитском храме состоялись Первые Пасхальные чтения учащихся общеобразовательных учреждений Кировского района г. Волгограда, в которых приняли участие более 50 учащихся. 16 апреля, в день преподобного Никиты Исповедника, после Божественной литургии митрополит Волгоградский и Камышинский Герман вручил участникам Чтений грамоты и памятные подарки. В приветственном слове Высокопреосвященный Герман говорил о необходимости преподавания предмета «Основы православной культуры» в общеобразовательных школах и в других учебных заведениях, об ответственности Церкви за нравственное воспитание детей и молодёжи. Наше время свидетельствует, что восстановление православной веры и православного образа жизни является намного более трудной задачей, чем восстановление стен храма.

Настоятель прихода Свято-Никитской церкви
священник Николай Станков.

Минх А. Н. Историко-географический словарь Саратовской губернии. , 1901. Т. 4. Вып. 2. С. 729.
Серебряная В. В. Культовое зодчество Волгоградской области. Волгоград, 2002. С. 44.
Государственный архив Саратовской области. Ф. 135. Оп. 1. Д. 8266. Л. 2. (Далее – ГАСО).
Семина Т. Н., Мигаева Г. С. Памятник архитектуры XVIII–XIX вв. храм Святого Преподобного Никиты Исповедника в г. Волгограде: Технологические рекомендации кладочных и штукатурных материалов и окраски. М., 1996. С. 4-5.
Иванов С. М., Супрун В. И. Православие на Волгоградской земле: Храмы Царицына – Сталинграда – Волгограда. Волгоград, 2003. С. 157.
ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 8266. Л. 12.Л. 8 об.Л. 4 об.
Иванов С. М., Супрун В. И. Указ. соч. С. 157.
Государство и религиозные организации Нижней Волги и Дона в XX веке: Сборник документов и материалов. Каталог культовых зданий. Волгоград, 2002. С. 273. Док. № 94.
Государственный архив Волгоградской области. Ф. 2115. Оп. 1. Д. 294. Л. 149, 169 об. (Далее – ГАВО).
ГАВО. Ф. 6284. Оп. 2. Д. 6. Л. 28 об. – 29 об.Д. 26. Л. 4.
Государство и религиозные организации Нижней Волги и Дона в XX веке... С. 336. Док. № 120.
Центр документации по новейшей истории Волгоградской области. Ф. 71. Оп. 46. Д. 10. Л. 103. (Выписка из документа предоставлена О. Ю. Редькиной).
Государство и религиозные организации Нижней Волги и Дона в XX веке... С. 368. Док. № 139.

Настоятель — протоиерей Николай Станков.

Адрес: 400023, город Волгоград, ул. Абганеровская, д. 110А.
Телефон: 8
(8442) 44-58-87

Видеозарисовка:

Эту запись посмотрели 7 851 раз, из них 5 сегодня

Запись опубликована 24 декабря 2010 пользователем . .
Если вы обнаружили неточность или же обладаете дополнительными материалами к данной странице, редакция сайта "Волгоград Православный" с радостью и благодарностью примет ваши корректировки на наш адрес электронной почты volgaprav@yandex.ru
Спаси вас Господь!