Святого князя Александра Невского

Храм Святого князя Александра Невского в посёлке Верхняя Ельшанка Советского района города ВолгоградаАлександр Невский относится к числу почитаемых русских святых, является покровителем земли царицынской, он много раз бывал в Нижнем Поволжье, по молитвам к нему совершались благие дела, его заступничество ощущали и ощущают многие жители нашего города. И всё же храма, посвящённому благоверному князю, долгое время в Царицыне не было.

Внешним поводом для появления в городе и окрестностях культовых сооружений во имя святого Александра Невского, послужила страшная железнодорожная катастрофа 1888 года, в которой погибло много людей, а император Александр III и его семья остались живы. Тогда по всей стране прокатились молебны святому покровителю царя, были построены Александро-Невские часовни и храмы. Появилась такая часовня и в центре Царицына, а в расположенном неподалёку селе Верхняя Ельшанка ставится церковь.

Первоначально это село своего храма не имело, прихожане посещали Никольский в Червлёноразном (Песчанке). Наконец купцы Александр Репников и его тесть Константин Васильевич Воронин строят деревянную церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского, освящённую 17 сентября 1895 года (по другим сведениям, был построен в 1905 году на средства Василия Алексеевича и Константина Васильевича Ворониных). Он приписывается к Успенскому собору Царицына.

Около храма устраивают пруд и высаживают сосновую рощу. В начале ХХ века умершего купца Воронина погребают в склепе в ограде церкви. Имелась и церковно-певческая школа, также построенная Ворониным. В 1912 году приход храма составлял 1326 человек. В начале 20-х годов ХХ века здесь служат священник Пётр Мамонов, псаломщик А. С. Мансветов, и староста В. И. Бесхлебнов. Власти лишают их избирательных прав. В марте 1922 года под предлогом борьбы с голодом большевики изымают из Александро-Невской церкви церковную утварь.

В середине 20-х годов священника выселяют из занимаемого им общественного дома, предложив сдать его в аренду верующим, если они хотят, чтобы он в нём проживал. Вскоре грянули ещё худшие времена: в ноябре 1929 года в Верхнюю Ельшанку прибыла комсомольская бригада во главе с секретарём РК РЛКСМ Лебедевым. Заседавшие в сельсовете активисты решили снять колокола с церкви «в порядке соцсоревнования». Снятие всех колоколов, кроме большого, одобрило и общее собрание бедняков.

Храм Святого князя Александра Невского в посёлке Верхняя Ельшанка Советского района города ВолгоградаНа следующий день решение претворили в жизнь, но атеистам было этого мало. 8 декабря заведующий районо Блинников решил сбросить и главный церковный колокол, но общее собрание села, согласившись на снятие, постановило вернуть малые колокола.

Когда студенты индустриального техникума с лебёдкой начали отсоединять большой колокол, возле храма собралась толпа из 600 жителей. Они разбили телегу с лебёдкой и выкинули заместителя председателя сельсовета Сметанникова за ограду. Прибывшая из Сталинграда конная милиция пыталась разогнать людей, бросаясь на них с обнажёнными шашками, но в ответ полетели кирпичи и колья. По требованию сельчан, представитель административного отдела из города Цыпцин пошёл на примирение, заявив, что «колокола сняли неправильно, виновные будут привлечены к ответственности». Но, как это всегда делала безбожная и лживая власть, в конце концов, сажают верующих «за организацию беспорядков», в том числе о. Петра Мамонова. Но колокола всё же на храме остались.

Мстя за поражение, 20 декабря секретарь райкома Лебедев предложил на собрании бедноты совсем закрыть храм и раздать иконы верующим. 21 декабря 1929 года церковь опечатывается, а 3 января следующего года бригада «Рудметаллторга» снимает большой колокол. Но в 1933 году храм ещё действует, здесь имеется один колокол.

Историк С. П. Синельников нашёл несколько документов о дальнейшей истории храма. Из них следует, что его община распадается примерно в августе 1939 года, вероятно, из-за отсутствия священника и преследования властей. 6 августа 1940 года сельсовет расторгает договор с общиной, предполагая здание под клуб или библиотеку.

В январе 1943 года буквально за несколько дней до разгрома фашистов храм сгорел (прятавшиеся в нём румыны жгли костры). Поражает сила духа и глубина веры наших людей — после Сталинградской битвы они первым делом просят у властей разрешения открыть молельный дом и получают его. 21 августа 1944 года в купленном доме постройки 1941 года открывается приход. В том же 1944 году церковная община регистрируется.

В 1946 году к храму пристраивают среднюю часть и алтарь, а 13 апреля 1946 года жительница с. Песчанка жертвует сюда 2 малых колокола, найденных детьми в окопах. В 1947 году община покупает дом себе под сторожку и крещений в зимнее время. На следующий год ей разрешается сделать колодец и оградить выделенный участок при церкви. В конце октября 1948 года верующие переносят прах купца Воронина из склепа при бывшей церкви на общее кладбище с крестным ходом. Священник П. Я. Шумов и верующие говорят о сохранности останков Воронина, хорошо наблюдаемых при вскрытии металлического гроба в стеклянном футляре.

В 1949 году московский художник К.С. Сархош пишет иконостас и хоругви, а в 1951 году производится капремонт молельного дома. 12 сентября 1948 года здесь служит архиепископ Астраханский и Сталинградский Филипп (Ставицкий), под благословение к которому подвели около 20 первоклассников из школы № 46. Тем временем культмассовые мероприятия, специально назначавшиеся властями на Пасху, регулярно срывались из-за отсутствия народа.

Храм Святого князя Александра Невского в посёлке Верхняя Ельшанка Советского района города ВолгоградаВ 60-х годы из-за слухов о «запрещении религии вообще» здесь наблюдается рост заочных отпеваний, крещений и венчаний. Атеисты задумывают операцию по закрытию храма. В это время (с сентября 1959 и по февраль 1961 года) в нём опять священствует протоиерей Павел Шумов, о жизни которого (семейные неурядицы и просто лживые обвинения) составляется фельетон для газеты «Сталинградская правда». Уполномоченный С.Б. Косицын настаивает на увольнении отца Павла за штат, закрытии молельного дома «в порядке упорядочения церковной сети» и присоединении его общины к Казанскому собору г. Сталинграда. 10 сентября 1961 года исполком облсовета снимает молельный дом с регистрации, заявляя, что здание будет использовано под учреждение культуры, но в действительности в нём через год открывается магазин. Таким путём через создание так называемых «приписных церквей» коммунистам удаётся «законно» прекращать деятельность храмов. Но верующие не сдаются, они пишут жалобы в Москву. В храме магазин сменяют почта, сберкасса, а потом в селе исчезают и они.

В годы перестройки на здание претендует одна из сект, но казак П. А. Степанов сумел его отстоять и оформить в 1996 году регистрацию православной общины. Сейчас много повидавший на своём веку храм обкладывается для сохранности кирпичём, планируется возведение колокольни.

В. И. Супрун, С. М. Иванов

При храме имеются воскресная школа и библиотека. Приход ведет душепопечительскую работу в больнице №4 и просветительскую в средней школе №46 и Центре «Доверие».

Настоятель — иерей Михаил Пристрем.

Адрес: 400034, город , посёлок Верхняя Ельшанка, ул. Тбилисская, д. 79Б.
Телефон: 8 (8442) 94-65-50





Запись опубликована 13 января 2011 пользователем . .
Если вы обнаружили неточность или же обладаете дополнительными материалами к данной странице, редакция сайта "Волгоград Православный" с радостью и благодарностью примет ваши корректировки на наш адрес электронной почты volgaprav@yandex.ru
Спаси вас Господь!