Святителя Николая Чудотворца (Усть-Хопёрская)

Молитвенный дом Святителя Николая Чудотворца в станице Усть-Хопёрской Серафимовичского района Волгоградской областиВ 1724 году по благословению Митрополита Пахомия построена и освящена во имя Святого Нико­лая Чудотворца деревянная церковь. Простояв бо­лее 70 лет, она обветшала.

17 сентября 1784 года была заложена каменная церковь в то же наименование, с такою же колоколь­нею, с приделом во имя Живоносного источника Божией Матери. Освятили церковь в 1795 году.

Впоследствии к церкви пристроен еще новый придел во имя Усекновения главы Иоанна Предте­чи, освященный в 1819 году.

В 1820 году были исправлены ветхости церкви, а колокольня сделана выше, при этом сооружена и каменная ограда. Старая же деревянная Николаевс­кая церковь в 1797 году продана в слободу Гуляеву.

Из утвари в церкви находились: сосуд серебря­ный, вызолоченный , 1782 года, Евангелие — 1735 года, Евангелие 1615 года; крест серебряный, по­жертвованный полковником Астаховым в 1811 году (донесения окружного начальства, 1887 г.)

В станице Усть-Хопёрской была еще церковь на кладбище, во имя Воскресения Господня, которая построена в 1850 году на средства полковника Емельяна Астахова и жены его Софии. Зданием она каменная с такою же колокольнею, устроенную от­дельно от церкви вместе со сторожкою, покрыта листовым железом, ограда вокруг нея каменная...» Основание: ГАРО. Ф. 226. Оп.3. Д.11742. Л.48.

По данным клировых ведомостей на 1910 год настоятелем Николаевской церкви был священник Николай Матвеевич Петров. Он родился 5 октября 1871 года в Перекопской станице области войска Донского в семье урядника. В ноябре 1824 года Николай Матвеевич закончил Донскую Духовную Семинарию по второму разряду и был определен в Воскресенскую церковь ст. Усть-Медведицкой на должность псаломщика. В феврале 1896 года, со­гласно его прошению, он был переведен на место священника в Николаевскую церковь Усть-Хопёрской станицы.

С 1896 по 1909 гг. занимал следующие должно­сти: заведующий и законоучитель Усть-Хопёрской церковно-приходской школы, законоучитель Усть-Хопёрского приходского училища, настоятель Нико­лаевской церкви (с 1903 г.), законоучитель Крутовского приходского училища, духовный следователь по Усть-Медведицкому благочинию. У Николая Мат­веевича был свой деревянный дом. Он состоял в браке с дочерью священника Иакова Матвеева — Марией. Имел пятерых детей: Александр — 1899 года рождения — обучался в Усть-Медведицком Ду­ховном училище; Лидия — 1901 г.р.; Елена -1902 г.р.; Михаил — 1904 р.; Владимир — 1907 г.р.

Должность второго священника при той же цер­кви занимал Василий Васильевич Финляндский. Он родился 25 апреля 1879 года в ст. Усть-Хопёрской в семье псаломщика. Закончил «...полный курс наук...» в Донской Духовной семинарии по второму разряду. В 1902 году Епархиальное начальство на­значило его на место учителя Вешенской церковно­приходской школы. В 1905 году он был переведен на должность дьякона Николаевской церкви ст. Усть- Хопёрской и учителя местной церковно — приходс­кой школы, а в 1909 году — на должность священни­ка при той же церкви. Василий Васильевич был же­нат на дочери мещанина Дмитрия Булыженского — Лидии. Дьяконом при Николаевской церкви состо­ял Петр Иоанович Ивлиев. Он родился 10 июня 1880 года , в ст. Арчадинской, в семье казака. Окончил курс в Усть — Медведицком духовном училище. В 1897 году был определен на должность псаломщи­ка Богоявленской церкви х. Задонского-Кагальницкого. В 1900 году Ивлиева удостоили звания учите­ля церковно-приходской школы. В 1906 году его перевели на должность дьякона Александро-Невской церкви х. Иванкова Каменского благочиния, а в 1910 году — в ст. Усть-Хопёрскую на место дья­кона Николаевской церкви.

Петр Иоанович своего жилья не имел. Был же­нат на дочери дворянина Петра Ульянова — Фаине. У них был сын — Александр — 1907 года рождения.

Должность псаломщика занимал Стефан Льво­вич Димитриев, родился в Островской станице в 1843 году, казачьего происхождения, сын дьячка. Обучался в третьем классе Зотовского духовного училища. Состоял при Николаевской церкви с 1862 года на должности пономаря, а с 1875 года был переведен на должность дьячка. Знал грамоту . Был вдовцом .

Еще одну должность псаломщика занимал Фе­дор Борисович Пархоменков, 38 лет, сын крестья­нина, родился в 1872 году в ст. Усть-Хопёрской. Обучался в среднем отделении Усть-Медведицкого Окружного училища. Был назначен на вышеуказан­ную должность в 1903 году. Имел свой деревянный дом. Знал грамоту. Женой его была дочь крестья­нина Александра Агеева — Дарья. Дети их: Анна — 1898 года рождения, Иоанн — 1904 г.р.; Клавдия — 1908 г.р.; Лидия — 1910 г.р.

Церковным старостой Николаевской церкви был казак Акакий Димитриевич Расторгуев, 58 лет. Его должность была выборной и оплачивалась в разме­ре 65 рублей.

Должность просфорни занимала дочь дьячка (с 1908 г.) — Наталия Димитриевна Львова , 48 лет; девица. У нее имелся свой деревянный дом и на­следственная часть в водяной мельнице.

Семья священника Усть-Хопёрского прихода Финляндского Василия Васильевича состояла из девяти человек. В семье было семь детей: Петр — 1905 г.р.; Нина — 1907 г.р.; Вера — 1909 г.р.; Галина — 1911 г.р.; Александр — 1913 г.р.; Надежда — 1915 г.р.; Владимир — 1918 г.р. Совместно с ними про­живали родители со стороны матушки. Семья жила в домовладении, построенном дедушкой, имела надел при отделении сына в самостоятельную жизнь. После окончания приходской школы священ­ников Василий Васильевич служил в станичной цер­кви батюшкой. У него был красивый голос-баритон.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ДОЧЕРИ ОСИНОЙ (ФИНЛЯНДСКОЙ) НАДЕЖДЫ ВАСИЛЬЕВНЫ

Папа был священником. Семья была большая, набожная, поэтому воспитание было поставлено очень строго, как по отношению к взрослым, так и бережному отношению к хлебу, одежде и вообще ко всему окружающему. И хотя он был очень строгим, мы его все любили. С 1926 года со стороны влас­тей началось его преследование. Накладывались большие налоги. Платить было нечем. Кроме этого он подвергался грубостям, угрозам со стороны вла­стей. В 1930 году описали усадьбу и предложили освободить ее в счет недоимок. К этому времени отца несколько раз забирали на отсидку в тюрьмы. Возвращался он каждый раз мрачный, молчаливый и измученный. Помню, отец подогнал подводу, и мы с семьей, со старыми родителями, погрузились и поехали на выселки в Каменный Лог (недалеко от хутора Рубашкин). Один месяц пробыли там, никто не беспокоил, не тревожил. Потом отца забрали на лесоразработки в Александровский лес (возле Се­рафимовича за р. Дон). Там он пробыл с дочкой Верой полтора месяца. Далее его перевели в ост­рог Усть-Медведицкий, а дочь отправили домой. В остроге он просидел три месяца. За период 1926­1933 гг. из большой семьи осталось в живых шесть человек. Пять человек умерли, из них трое детей. Власти жестоко наказали отца. Без прямого огла­шения ему был вынесен приговор по ст. 58 УК за контрреволюционные действия и приговорен к 10- ти годам заключения со строгой изоляцией. На та­кой срок его не забирали, кроме вышеуказанных периодов. Издевались над тем, что он поп. Я, как меньшая дочь, навсегда запомнила его боль за то, что он был наказан ни за что. Благословлял он всех христиан на добрые дела. Мы все прожили в ста­нице Усть-Хопёрская. Переживали весь позор ос­корблений, как поповские дочки. Однако жители станицы и все хуторяне по Дону до сих пор отно­сятся к нам с уважением, сочувствием за прошлое.

С 1933 года его не беспокоили. Но здоровья не стало, был худой, кашлял. 30 мая 1934 года, днем, он умер от крупозного воспаления легких. Станич­ный лекарь Борисов Владимир Ефимович помочь ничем не мог. Произвели все обряды и похоронили на кладбище станицы Усть-Хопёрской, где и по на­стоящее время находится его могила. Рядом похо­ронена и матушка.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ КОРОТКОВОЙ АЛЕКСАНДРЫ ИОСИФОВНЫ УСТЬ-ХОПЁРСКАЯ «СВЯТО-НИКОЛЬСКАЯ» ЦЕРКОВЬ

Станица Усть-Хопёрская была окружная. В округ входило более 30 хуторов Стояла церковь в центре станицы. В церковные праздники на службу в цер­ковь люди приезжали со всех хуторов. Службы: за­утренняя, обедня и вечерняя проводили два священ­ника: отец Василий и отец Николай. Церковь назы­валась «Свято-Никольская». При церкви звонарем был Акакий Дмитриевич. В ночное время суток каж­дый час звонил большой колокол — 3 удара. Звон колоколов нашей церкви был особенный и отличал­ся от других. Слышно его было за несколько кило­метров. Звонили для того, чтобы люди не заблуди­лись ночью и ехали на звон колокола. Про звонаря говорили, что ему Бог помогает каждый час подни­маться на колокольню.

При церкви была церковно-приходская школа (начальные классы), где дети изучали «Закон Бо­жий». Каждый урок начинался с молитвы.

На кладбище у ворот была небольшая часовня. В ней отпевали покойников и хоронили. На терри­тории кладбища была и церковь. Там проводили службы в родительские субботы, в Светлое Христо­во Воскресение-Пасху и другие праздники.

КРЕСТНЫЙ ХОД НА ГОЛУБЕЦ

Была сильная засуха. Собрались верующие люди и пошли от Усть-Хопёрской на Голубец (маленькая часовня на Крутовской горе). Священник с приходом проводил службу у часовни. Другая группа верующих с молитвами шла к левому берегу Дона от леса. В руках у священника была Казанская икона Божией Матери. Когда стали подходить к берегу Дона ико­на начала сверкать. Батюшка вошел в лодку, держа в руках икону. Пока они переправлялись через Дон, молящиеся на Голубце наблюдали за сверкающей иконой. Когда все переправились и поднялись на Голубец, служба продолжилась, икона продолжала сверкать. Упали первые капли дождя. Молебен за­кончился. Там у часовни была небольшая холщовая сумка с продуктами — хлеб, лук, картошка, огурцы, помидоры. Служители церкви решили покормить присутствующих на молебне людей. Когда начали раздавать еду, она в сумке не кончалась, хватило всем. Все с молитвами пошли в станицу, и тут хлы­нул ливень, икона перестала сверкать, дождь шел до самой ночи. Люди говорили: «Господь Бог послал дождь, урожай теперь будет» и он был.

В 1930-е годы зажиточных людей выселяли и оба священника были изгнаны за веру в Бога... Церкви уничтожались тогда везде. Нашу церковь взрывали 3 раза. В третий раз это было в 1958 году. Сначала было два взрыва, но церковь выстояла. После тре­тьего взрыва она медленно начала как бы клонить­ся к земле. Когда она ударилась о землю, раздался сильный грохот. Она развалилась на огромные глы­бы из кирпича. Взорвали ее на рассвете.

С 2003 года началось восстановление право­славной церкви в нашей станице. Был проведен сбор подписей на разрешение открытия прихода во имя Николая-Чудотворца. На месте старой церкви был поставлен и освящен крест.

СВЯЩЕННИКА ИЗБИРАЕТ ГОСПОДЬ

Горин Виктор Алексеевич родился в 1959 году в городе Краснодоне, в семье шахтера. Мать была разнорабочей. В школе среди других учеников осо­бенно ничем не выделялся. Любил спорт. Виктор и его брат воспитывались на примере жизни своих родителей. Дети понимали, насколько тяжел и опа­сен труд шахтера. Детей наказывали, но наказыва­ли справедливо.

После окончания школы поступил в Серафимовичский техникум. Получил специальность автоме­ханика. Работал автомехаником в совхозе, заведу­ющим гаражом. Затем переехал со своей семьей на родину жены в ст. Усть-Хопёрскую. В колхозе «Рос­сия» работал водителем. Позже несколько лет про­работал на ХПП. Виктор Алексеевич имеет дочь, сына и двоих внуков.

В настоящее время отец Виктор служит священ­ником в Усть-Хопёрском приходе. Почему он выб­рал этот путь? Отец Виктор объяснил так:

«Станов­ление священником от самого человека не зависит. Священника избирает сам Господь, потому что Он знает все о нас. Когда мы к Нему делаем один шаг, то к нам Он делает два. Этот один шаг я сделал на пути искания справедливости в обществе людей. Я хотел найти ответ на вопрос, почему мы поступаем несправедливо. Этот поиск привел к истине. А ис­тина — есть Бог».

С 2005 года приход был узаконен и в нем регу­лярно проходят церковные службы. Священником в нашей церкви служит отец Виктор.

Учащиеся 6 класса Усть- Хопёрской сельской школы,

газета «Православное слово» №6, 2009 год.

Приход Святителя Николая Чудотворца образован в станице Усть-Хопёрской Серафимовичского района Волгоградской области в 2003 году. Молитвенный дом обустроен. Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням.

Настоятель — священник Виктор Горин.





Для этой записи меток нет
Запись опубликована 18 января 2011 пользователем . .
Если вы обнаружили неточность или же обладаете дополнительными материалами к данной странице, редакция сайта "Волгоград Православный" с радостью и благодарностью примет ваши корректировки на наш адрес электронной почты volgaprav@yandex.ru
Спаси вас Господь!