По словам донского историка В. Сухорукова, строительство казачьего городка начиналось либо с установки Креста на майдане, либо сразу с возведения часовни. Более капитальных строений казаки в то время позволить себе не могли, так как жили в местах потаенных, да и жилища их частенько уничтожались кочевниками. Часовни и церкви были небольшие, так как казаки тщательно скрывали свои городки от неприятельского глаза. Церкви, как правило, были не выше деревьев, чтобы их нельзя было увидеть, проплывая по Дону или другим казачьим рекам.
О церковной старине Хопра письменных источников почти не сохранилось. В 1906 году в Новочеркасске начал выпускаться альманах «Донская церковная старина», в котором печатались материалы по истории церкви на Дону. Для Хопра «церковная старина» начинается только с 1700 года. Тогда Дон еще оставался в прямом подчинении Московской Патриархии. «В Добринском стане деревянная церковь Архистратига Михаила, а в Михайловском городке деревянная Богоявленская».
2 июня 1718 года вышел Указ о подчинении донского духовенства Воронежской Епархии. Воронежский Митрополит Пахомий разделил Дон на два заказа: южный и северный. Главой Северного заказа был назначен Протопоп Хоперской крепости отец Панфил. Сейчас это город Новохоперск Воронежской области. А в ту пору – Пристанский городок, уничтоженный по Указу Петра I после восстания Кондратия Булавина. С этого времени начинается письменная история церквей Прихоперья, так как для ремонта или строительства храма стало обязательным брать благословение Владыки.
Каждая церковь посвящалась Богу, Богородице или наиболее чтимому святому. Сооружались храмы в основном на средства прихожан. Чем богаче была станица, тем больше и наряднее ставили храм. Решив строить церковь и получив на то разрешение епархии, казаки объявляли сбор пожертвований. Случалось, что купцы и помещики делали свой вклад. Из ближайших к окружной станице Урюпинской юртов наибольшее количество хуторских церквей имел Михайловский — семь церквей. А в самой станице две: Богоявленская церковь и Сретенская церковь. Они являлись предметами особой гордости станичников.
Когда началась служба в Сретенской церкви? На сегодняшний день существуют две версии. Первая принадлежит известному писателю-краеведу Борису Степановичу Лащилину.О ней нам рассказал настоятель Сретенского храма отец Виктор. «Когда станица Михайловская была еще на правом берегу Хопра, то в ней после Азовского сидения (1637 – 1643 гг.) казаки решили построить церковь в честь победы и в память павших станичников. Вот, что пишет Борис Степанович Лащилин, местный краевед: «Первая служба в Сретенской церкви состоялась в 1717 г. Строилась она почти 10 лет, тут же после Булавинского восстания, когда перешла с правого на левый берег Хопра...». По мнению михайловских краеведов, она имеет право на достоверность. В руки к Борису Степановичу попал весь церковный архив.
Вторая версия: время строительства относится к 1751—1765 годам. Вот, что сообщается в альманахе «Донская церковная старина» за 1909 год. «В станице Михайловская вместо ветхой и малопоместительной деревянной Богоявленской церкви в 1751 году заложили каменную церковь, с колокольнею, в честь Сретения Господня, однопрестольную, каковая и была освящена в 1765 году». Сретенская церковь стала самой первой на Хопре, построенной из камня. Южный и северный притворы пристроены позже, возможно, с их строительством были заложены арочные проемы нижнего яруса колокольни. В Москве для новой церкви заказали крест, не обычный, а с полумесяцем. Станица была богатой, в ней жили много купцов, которые приносили церкви щедрые пожертвования. В.Д. Сухоруков отмечал, что в Сретенской церкви, в числе церковной утвари, имеются дорогие серебряные кресты и сосуды замечательной работы и до настоящего времени существуют в употреблении богослужебные книги времен царствования Императрицы Елизаветы Петровны.
По утверждению В.В. Серебряной, строительство Сретенской церкви положило начало распространению новой композиции в православной культовой архитектуре Волго-Донского междуречья. (Серебряная В.В. Культовое зодчество Волгоградской области. Волгоград, 2002. - С. 24./ О.В. Галкова, О.Н. Савицкая. Рукопись художника И.И. Машкова «В своих краях» в контексте истории станицы Михайловской Хоперского округа Области Войска Донского). Здесь впервые появился тип так называемых «трапезных» церквей в стиле барокко, где трапезная соединяла ядро храма с колокольней. Для таких храмов была характерна симметрия в построении архитектурных масс, богатое оформление оконных наличников. В композиции церкви Сретения господствует объем типа храма «восьмерик на четверике» с граненым сводом и маленькой главкой на световом восьмерике.
С запада расположена равная по ширине ядру храма двухосная трапезная. К ней примыкает колокольня, завершающаяся шатром, увенчанным главкой со шпилем. Внутри главный четверик перекрыт восьмилотковым сомкнутым сводом, в местах перехода к стенам четверика используется система угловых подпружных арок. Именно храм «трапезного» типа «восьмерик на четверике», бесстолпный, каким является Сретенская церковь в станице Михайловская, будет принят за основу зодчими, возводившими храмы во второй половине XVIII в. на Волге, Дону и их притоках. Церковь Сретения в станице Михайловская свидетельствует о творческих поисках мастеров русской провинции в первой половине XVIII в. Безусловно, храм строил большой мастер, который владел приемами своего времени. (Серебряная В.В. Культовое зодчество Волгоградской области. — С.10/ О.В. Галкова, О.Н. Савицкая. Рукопись художника И.И. Машкова «В своих краях» в контексте истории станицы Михайловской Хоперского округа Области Войска Донского). Почти одновременно, с разницей в 8-10 лет, возводится целая группа памятников, подобных Сретенской церкви.
Интересной была система отопления этого храма. Юлия Николаевна Рябцева рассказала нам о том, что в подвале Сретенской церкви была своеобразная котельная. Из печи дым уходил в специальные дымоходы, проходящие внутри стен храма и под полами (поземная система отопления). В Сретенской церкви стены и полы зимой отапливались. Никогда не было сырости. Котельная Сретенской церкви отапливала и Богоявленскую церковь. Там тоже стены и полы отапливались. Между двумя храмами был подземный ход. Юлия Николаевна рассказала, что в молодости с подружками пробовала идти по этому ходу. Но он оборвался, через два десятка метров. Пытались пройти по подземному ходу и другие станичники. Лет сорок назад начало хода еще было возможно найти. Сейчас, даже затруднительно сказать, где этот ход проходил.
По церковной документации можно проследить всю работу, которую священники Сретенского храма проводили в своем приходе. Наглядно это демонстрируют Клировые ведомости Урюпинского благочиния за 1911 год.
СРЕТЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ст. Михайловская
Построена в 1765 году тщанием прихожан. Каменная в связи с такою же колокольнею. Северный Престол во Имя Святителя Николая. Копии метрических книг хранятся с 1778 года. В штате 2 священника, диакон, 2 псаломщика и просфорня.
В приходе школы: второклассная образцовая — 1896 г.; одноклассные хуторские Салтынская — 1899 г., Фирсовская — 1899 г., Батраковская — 1907 г., Водовольская- 1908 г., Черкасская — 1910 г., Сантырская — 1910 г. Мужское приходское училище, женское земское, войсковое училище в х. Скабелином
Приход.
Название н./п. | Число дворов | Душ | Расстояние от церкви | |
Муж. | Жен. | |||
Станица | 151 | 390 | 363 | При церкви |
Аброскинской | 38 | 124 | 135 | 3 версты |
Батраковской | 51 | 189 | 185 | 7 верст |
Вдовольской | 57 | 186 | 180 | 5 верст |
Лысогорской | 84 | 297 | 306 | 1 верста |
Садковской | 79 | 279 | 297 | 2 версты |
Салтынской | 121 | 450 | 484 | 8 верст |
Сантырской. | 108 | 404 | 421 | 6 верст |
Скабелинской. | 90 | 364 | 361 | 8 верст |
Фирсовской. | ПО | 417 | 421 | 6 верст |
Черкасской | 63 | 216 | 201 | 10 верст |
Итого | 952 | 3316 | 3354 | |
В том числедуховныхдворян | 72 | 72 | 122 | |
Мещан и крестьян иногородних. | 70 | 209 | 191 | |
Крестьян ОВД | 5 | 14 | 14 | |
Казаков | 868 | 3084 | 3435 | |
Сектантов. | 14 | 48 | 46 | |
ТРЕБЫ: Крещений 372 Браков 55 Погребений 192 |
Если сравнить количество Крещений и Погребений, то можно увидеть, что родившихся было почти в два раза больше. В ведомости о церкви Сретенской, состоящей Хоперского округа Донской епархии в станице Михайловской за 1911 год, сообщается, что «церковь построена в 1765 году тщанием прихожан, зданием каменная с таковою же колокольнею, в одной связи, крепка, покрыта железом. Престолов в ней два: из них главный во имя Сретения Господня, с северной стороны во имя святителя Николая. Утварью достаточно. По штату при ней положены: два священника, диакон, два псаломщика и просфорня».
Станица Михайловская. Сретенская церковь (1765—1918 гг.)
№№п/п | Фамилия, имя, отчество | Срок пребывания в службе |
Священники | ||
Яковлев Гавриил | ||
Давыдов Иван Стефанович | ||
Иванов Андрей | ||
Часовников Фоломей Алексеевич | ||
1841 – 05.06.1876 | ||
Смольянинов Василий Аристархович |
С 23.07.1911С 03.01.1913 | |
Дьяконы | ||
Андреев Иван | 1784 – 1821 | |
Иванов Андрей | ||
Давыдов Дмитрий Алексеевич | ||
Антонов Алексей Иванович | ||
Богомолов Андрей Яковлевич | ||
Дьячки (с 1868 г. Псаломщики) | ||
Иванов Федор | ||
Стефанов Николай Стефанович | ||
Ильин Стефан | 1820 – 1826 | |
Андреев Алексей Стефанович | ||
Попов Федор Иванович | ||
Благонравов Иван Антонович | ||
Андреев Василий Петрович | ||
Усачев Иван Филиппович | ||
Миронов Михаил Андреевич | ||
Моргунов Константин Михайлович |
с 21.04.1914 | |
Пономари (упразднены в 1868 г.) | ||
Ефимов Дмитрий | ||
Попов Кирилл Иванович | ||
Усачев Константин Куприянович | ||
Церковные старосты | ||
Мельников Николай Яковлевич (урядник) | ||
Моисеев Михаил Евграфович (казак) | ||
Круглов Иван Иванович (губернский секретарь) | ||
Ружейников Михаил Стефанович (казак) | ||
Караваев Николай Ефимович (казак) | 1895 – 1898 | |
Круглов Иван Иванович (губернский секретарь) | 1898 – 1901 | |
Караваев Иван Ефимович (казак) | 1901 – 1907 | |
Хромушин Иван Петрович (казак) | ||
Просфирницы | ||
Кузнецова Устина Афанасьевна (казачья вдова) | 1811 – 1824 | |
Калачева Феодора Петровна (казачья вдова) | 1824 – после 1845 | |
Митасова Прасковья Ивановна (казачья дочь) | 1860 – 1878 | |
Ламзина Дарья Петровна (казачья дочь) | 1878 – 1889 | |
Андреев Мария Кузминична (вдова дьячка) | ||
Ламзина Дарья Петровна (казачья дочь) | 1895 – 1911 | |
Добромирова Ольга Григорьевна | С 08.02.1911 |
В архиве Клировых ведомостей за 1760 год ноября 22 числа записано «о произведении Михайловской станицы диакона Андрея Макарова к новостроющейся Сретенской церкви во священника».
В Государственном архиве в Метрических книгах Сретенской церкви Михайловской станицы Хоперского округа Войско-Донской области обнаружена следующая запись в разделе «о умерших»: «5 июня 1876 г. Священник Иоанн Евфимов(ич) Казанский, 66 лет натурально, погребен при Сретенской церкви». Нам удалось найти сведения как о самом батюшке Иоанне, так и о его семье. Сыновья его стали священниками (отец Василий, настоятель Богоявленского храма), служащими при церкви, учителями. Как раз о них и рассказала нам Юлия Николаевна Рябцева.
Грянула революция, а за ней Гражданская война. Весна 1919 года стала для жителей станицы периодом самых жестоких событий Гражданской войны. Военное положение не могло не повлиять на жизнь приходов.
26 января 1918 года получен Декрет об отлучении церкви от государства, школы от церкви. Все это послужило началом агитации против духовенства.
Но лозунги против церкви нельзя было отнести конкретно к местному духовенству. В станице Михайловской этот приказ начал действовать не сразу. Весной 1918 года священники михайловских храмов не прерывали связь со школой. Священники настолько были близки с народом, что никто из казаков не осмелился их обвинить в чем-либо враждебном народу. Для борьбы с Церковью был так же создан Союз воинствующих безбожников. Члены СВБ развернулись на Хопре в 1935 -1937 годах. Именно в эти годы с большинства церквей посбивали кресты, и многие храмы были взорваны либо раскатаны по бревнышку.
Сретенскую церковь станицы Михайловская закрыли в 1929 году. На следующий год в станицу вернулся заслуженный деятель искусств РСФСР И. И. Машков. Какой судьбой и чьим приказом его занесло на родину — не совсем ясно. Да и не в этом дело, главное, что вроде бы культурный человек, да еще из местных, возглавил компанию по превращению Сретенской церкви в клуб. Машков пишет: «Меня в этом здании попы окрестили, назвали Ильёй. В 1931 г., спустя 50 лет, 7-го ноября… большевики… произвели обратную операцию, окрестив это здание моим именем. Выгнав оттуда всех богов и чертей вместе с Ильёй, небесным громовержцем – они поставили на здании бывшей Церкви имя Ильи земного – своего земляка». Он мечтает сделать из церкви, «никакой художественной и исторической ценности не представляющей», «показательный Дом социалистической культуры – ДСК». Храм переделывают в театр: «Если смотреть со сцены на присутствующих колхозников в зрительном зале, — пишет Машков Бубнову, — то направо, где был раньше иконостас с рядами св. небожителей, теперь на стене висят портреты вождей, т.т. ЛЕНИНА, СТАЛИНА, ВОРОШИЛОВА, ФРУНЗЕ и БУБНОВА… Этой картиной я был естественно взволнован».
В архиве Волгоградского музея изобразительных искусств находится план переоборудования Сретенской церкви. К октябрю 1931 г. храм сменил кресты на металлический флаг и звезду. Намечаемое переоборудование Сретенской церкви, в 1931 г. предполагало надстройку 3-х этажей между колокольней и куполом бывшей церкви; пристройку первого этажа вокруг колокольни для гардеробной и раздевалки на 1000 человек; проведение центрального отопления и вентиляция; устройство двух астрономических площадок на 4-м и 5-м этажах; пристройку каменной кинобудки для звуковой кино-аппаратуры.
Потолок в ДСК был украшен росписью, выполненной учениками Машкова и его помощником И.Б. Маримонтом по эскизу организатора. По воспоминаниям внучатой племянницы художника Юлии Николаевны Рябцевой (1929 г.р.), живущей и сегодня в Михайловской в доме Машкова, роспись представляла собой звезду, расположенную в центре, от которой, подобно лучам, расходились снопы, цветы, фрукты и овощи. Интерьер также украшали портреты вождей партии. Здание было трехъярусное, в 7 комнат, с колокольней. В нем расположился драм-кино-театр, а в соседних зданиях многочисленные кружки. В 1933 г. какие-то смельчаки расстреляют портреты вождей из винтовки, а Сталину и Ленину выколют глаза на портретах. Награбленное в храме серебро (исчисляемое пудами), снятые со святых икон оклады он пускает на «театральную бутафорию». В его архиве сохранится перепись имущества, бывшего в церкви. Он пытается создать различные кружки и в трёх реквизированных у священников домах. А в 1932—1933 гг. отдаёт помещения ДСК органам ГПУ, судивших в нём кулаков (церковный дом). К дому была пристроена тюрьма. Для ее фундамента взяли могильные плиты с церковного кладбища. Некоторые сегодня говорят, что Машков спас церковь от взрыва 1937 года, прогремевшего под Богоявленским храмом.
До шестидесятых годов под куполами без крестов старейшей каменной Сретенской церкви Хопра отплясывала Михайловская молодежь, проводили свои собрания коммунисты. Это был РДК Хоперского района, центром которого в 1935 году стала станица. После постройки нового клуба, в церкви сделали магазин, потом склад всякого хлама.
Только в конце горбачевской перестройки, с разрешения Урюпинского горкома КПСС, станичная интеллигенция добилась через Министерство культуры РСФСР распоряжения о взятии здания церкви на учет, как памятника культовой архитектуры. Для горкома партии стало шоком, когда следом за министерским приказом пришло сообщение о передачи «памятника архитектуры» на баланс Саратовской и Волгоградской Епархии Московского Патриархата Русской Православной церкви. Это известие привез недавно рукоположенный иерей Виктор Дурасов. Оказалось, что жители Михайловской зоны не только ходатайствовали перед официальной властью о сохранении здания, но и «подпольно» просили об открытии у них прихода.
Первая служба была на Рождество 1991 года. Проходила она в столовой колхоза «Советская Россия». Крещенская служба велась уже непосредственно в самом храме.
Храм Сретения Господня в станице Михайловская Урюпинского района Волгоградской области был передан Церкви в 1990 году. На глазах станичников обветшалое здание превращалось в «белоснежную красавицу». Ведётся реставрация и в настоящее время. Храму помогают и прихожане, и спонсоры. Действует Попечительский совет. Полностью восстановлен красавец-иконостас. Положен теплый пол. Три года назад всем миром собрали деньги на металлическую ограду вокруг храма. Подведен газ. В храме тепло и уютно. Библиотека при Сретенской церкви пользуется популярностью.
Недалеко от храма находится могила отца Иоанна Казанского. Рядом с ней положены надгробные плиты, которые использовали как фундамент для тюрьмы.
В 2007 году на колокольне установили колокола. Самый большой весит около 700 кг.
У стены Сретенского храма находится также памятник казакам станицы Михайловской, погибшим в Петрограде в июле 1917 года при усмирении толпы.
Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням. Работает воскресная школа и библиотека. На местном телевидении выходит еженедельно программа «Свет», которую ведет протоиерей Виктор Дурасов. В 2007 году было отмечено 300 — летие Сретенской церкви. На праздничном богослужении присутствовал митрополит Волгоградский и Камышинский Герман. Владыка выступил на торжественном открытии праздника, на котором присутствовали прихожане, казаки и жители станицы.
В настоящее время вырос приход Сретенской церкви. В детской школе искусств священником Виктором Дурасовым преподается курс «Основы православной культуры». В Михайловской школе дети тоже занимаются в кружке «Основы православной культуры». Как обязательный предмет этот курс ведется в 4 классе начальной школы. При Сретенском храме успешно действует детская творческая студия «Творец». Стали традиционными Рождественская елка, Хождение на Иордань и Сретенский праздник – день станичного прихода, Пасхальный праздник. Дважды в год чествуется святитель Николай Чудотворец, которому посвящен северный придел Сретенской церкви. В июле 2007 года в Сретенский храм приезжали казаки со всего Войска Донского на открытие памятника михайловским казакам, погибшим в Петрограде 3 июля 1917 года во время уличных беспорядков. 17 мая 2009 года на въезде в станицу Михайловскую у хутора Садковский был водружен Поклонный Крест. Большим событием для станицы Михайловская в феврале 2010 года стала встреча с участниками фестиваля православной молодежи «Братья». Они прошли Крестным ходом по станице Михайловская вместе с ее жителями. Возрождение духовности продолжается. В былом приходе Богоявленской церкви, а сегодня в приходе единственной на всю округу Сретенской построена часовня на так называемом Булавинском источнике. К величайшему сожалению, она сгорела летом 2014 года при не выясненных обстоятельствах. Священник окормляет храм при Урюпинской тюрьме, п. Искра, ст. Добринская, х. Салтынский, х. Первомайский, х. Долговский, х. Лощиновский и казачью общину Михайловского юрта.
Храм Сретения Господня в станице Михайловской Урюпинского района Волгоградской области был передан Церкви в 1990 году. Ведётся реставрация. Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням. Работает воскресная школа и библиотека. На местном телевидении выходит еженедельно программа «Православный корабль».
Настоятель — протоиерей Виктор Дурасов.
Адрес: 403100, Волгоградская область, Урюпинский район, станица Михайловская.
Телефон: 8 (84442) 9-75-39