Два подвига святого Александра Невского

Два подвига святого Александра НевскогоКняжение Александра Невского совпало с одним из самых значительных моментов русской истории. Произошло окончательное перенесение центра государственной жизни из Киева на север Руси. Сложилось мощное национальное самосознание. К 13 веку Русь стоит перед грозными испытаниями. Самоё её существование – её своеобразие и самобытность поставлены под вопрос. Развернувшаяся на великой Восточно – Европейской равнине как особый культурный мир между Европой и Азией, Русь в 13 веке попадает в тиски, так как подвергается грозному нападению обеих сторон – латинской Европы и монгольской Азии.

В 1206 году в сердце Азии произошло событие, во многом определившее дальнейшие судьбы истории. Началось монгольское движение на Китай, Туркестан, Малую Азию, Европу. Меньше чем через 20 лет после того передовые конные отряды Чингисхана уже нанесли русским князьям страшное поражение на Калке.

Почти одновременно не менее значительное событие произошло в Европе: в 1204 году западноевропейские крестоносцы взяли приступом Царьград и страшно разграбили его; православное Византийское царство было низвергнуто; на месте его основана Латинская империя.

Вслед за Византией пришёл черёд и Руси. Наступление на неё началось на всех западных границах. Венгрия и Польша бросились на Галицию и Волынь; немецкие крестоносцы утвердились в начале 13 века в Риге (ливонский орден)   и Пруссии (тевтонский орден) и оттуда повели наступление на Псков и Новгород; наконец, шведы двинулись на Русь через Финляндию; мечём и огнём немцы и шведы обращали в латинство как язычников литовцев, эстов и финнов, так и православных – русских.

Годы высшего напряжения двусторонней опасности для русских земель и княжеств – конец 1230-х – 1240 год. Зима 1237 – 1238 годов – первый татарский погром Руси (преимущественно северо-восточной); в 1240 году татарами взят Киев (6 декабря); в июле того же года, побуждаемый папой на крестовый поход против неверных, шведский правитель и полководец Биргер высадился на берегах Невы.

Русь могла погибнуть между двух огней, но устоять и спастись в борьбе одновременно на два фронта она не могла. Предстояло выбирать между Востоком и Западом. Двое сильнейших князей этого времени сделали выбор по-разному. Даниил Галицкий выбрал в качестве союзника Запад и с его помощью попытался вести борьбу против Востока. выбрал Восток и под его защитой решил отбиваться от Запада.

Как известно, Европа не смогла оказать серьёзного военного сопротивления монгольской державе, которая побеждала повсюду (при Легнице в Силезии, на реке Солоней в Уграх). Монгольская волна залила всю Восточную и Среднюю Европу – Венгрию, Силезию, Моравию, Хорватию, Балканы; весной 1242 года ордынцы стёрли с лица земли Будапешт. Таким образом, вся «большая политика» Даниила Галицкого кончилась неудачей; он имел успех только в борьбе с непосредственными соседями – литовцами. Он выиграл несколько отдельных сражений, но проиграл самое главное – православную Россию. Результатом его политики были долгие века латинского рабства юго-западной Руси. Не прошло и ста лет после смерти Даниила, как вся его вотчина – Галицко-Волынская земля – была расхватана соседями: уграми, поляками, литовцами. Латинское рабство в отдельных частях Руси не изжито до наших дней.

Полную противоположность деятельности Даниила Романовича представляет собой деятельность Александра Ярославича. Историческая задача, стоявшая перед Александром, была двояка: защитить границы Руси от нападения латинского Запада и укрепить национальное самосознание внутри границ. Глубоким и гениальным наследственным историческим чутьём Александр понял, что в его историческую эпоху основная опасность для православия и своеобразия русской культуры грозит с Запада, а не с Востока, от латинства а не от монгольства. Монгольство несло рабство телу, но не душе. Латинство грозило исказить cаму душу. Латинство было воинствующей религиозной системой, стремившейся подчинить себе и по своему образу переделать православную веру русского народа. Монгольство не было вовсе религиозной системой. Оно несло с собой законы гражданско-политические (Чингисова Яса), а не религиозно-церковные. Одним из принципов монгольской державы была именно широкая веротерпимость.

В 1236 году князь Ярослав, отправившись походом из Новгорода на Киев, посадил сына своего Александра князем в Новгороде. В 1239 году Ярослав должен был лично ехать в Орду для выражения покорности. Под прикрытием монгольского мира на Востоке сын Ярослава Александр в эти именно годы блистательно отбивал все нападения с Запада. В битве близ устья Ижоры на берегу Невы в 1240 году Александр разгромил многочисленное войско шведов. За это сражение он получил прозвание Невский. В 1241 году Александр взял крепость Копорье со всем немецким гарнизоном, а в начале 1242 года освободил от немцев Псков. Главное же сражение с немецкими рыцарями произошло 5 апреля 1242 года на Чудском озере и вошло в историю под названием Ледового побоища.

Победа над крестоносцами прославила Александра и сделала его одним из самых крупных военачальников своего времени. В дальнейшем ему неоднократно пришлось командовать русскими воинами, защищая границы древней Руси на всём их протяжении. Так, в 1256 году полки Александра Невского совершили тяжелейший переход по льду Финского залива и нанесли удар по шведским владениям в Финляндии. Известие об этом походе потрясло всю Европу, поскольку подобного удара шведы никогда не испытывали. Даже Папа Римский Александр IV в послании к Александру Невскому признал его полководческое искусство.

После смерти отца Александр оказался в непосредственной близости к Востоку; ему пришлось уже самостоятельно выбирать между Востоком и Западом. И Восток, и Запад звали его каждый на свою сторону… В 1248 году была составлена папская булла, в которой папа обещал Александру за признание Римского престола помощь ливонских рыцарей против татар.

Славному победителю внешних и внутренних врагов России предстояла другая, более трудная победа – над самим собой. Доселе он не склонялся в Орде и мог по справедливости гордиться этим. Уже много князей перебывало в Золотой Орде, но Александр не совершал ещё этого тяжкого пути. Теперь наступила пора, когда он должен был пожертвовать великой славой полководца и из любви к своей родине идти на поклон к Батыю. Сам Батый потребовал к себе Александра, и победитель стольких врагов покорно отправился в Орду. Он знал, что всякое прекословие татарскому хану только навлечёт на обессиленную тогда Русь новые бедствия. Подчинение Александра Орде иначе не может быть оценено, как подвиг смирения. Христианский подвиг не всегда есть мученичество внешнее, а иногда, наоборот, внутреннее: не только брань видимая, но и брань невидимая, борьба с соблазнами душевными, подвиг самодисциплины и смирения.

Для сохранения земли Русской от пожарищ и разграблений князь Александр Невский четырежды побывал в Орде и сумел своими дипломатическими усилиями оградить её от беспощадных татаро-монгольских набегов. В делах княжеских не забывал Александр дел христианской любви: много золота и серебра передавал он в Орду на выкуп русских пленных; многих сумел вызволить из лютой татарской неволи. Трудами митрополита Кирилла и князя Александра Невского в 1261 году в Золотой Орде была основана Сарайская православная епархия для удовлетворения духовных нужд христиан, живущих в степной империи.

Во многих северорусских городах в 1262 году народ избил татарских откупщиков дани, не понимая, что за каждым баскаком стояла грозная сила всей монгольской империи. Александру пришлось срочно ехать в Орду умилостивлять хана, разгневанного мятежом. Князю удалось уладить дело благополучно: хан Берке удовольствовался его извинениями и новыми изъявлениями покорности. Спасение Русской земли от нового разорения было последним политическим актом Александра.

В Орде Александр пробыл почти год. На обратном пути он заболел (в Нижнем Новгороде) и в Городце на Волге умер (14 ноября 1263 года).

Два подвига Александра Невского – подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке – имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной святым благоверным великим князем Александром Ярославичем Невским.

Л.П. Киверина,
Волгоград

Библиография

1. Г.В. Вернадский. «Начертание русской истории» — Прага, 1927 г.
2. Очерки по истории Волгоградской епархии Русской Православной Церкви. – Волгоград, 2003.
3. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю Святорусскую. Составил священник Михаил Едлинский. – СПб., 1903; переиздано М., 2001.
4. М. Хитров «Святый благоверный великий князь Александр Ярославич Невский. Подробное жизнеописание» — Москва, 1893; переиздано М., 1991.
5. Г. Шалаева. Кто есть в истории цивилизации. – Москва, «Слово», 2008.

Запись опубликована 7 октября 2015 пользователем . .
Если вы обнаружили неточность или же обладаете дополнительными материалами к данной странице, редакция сайта "Волгоград Православный" с радостью и благодарностью примет ваши корректировки на наш адрес электронной почты volgaprav@yandex.ru
Спаси вас Господь!