На Рождественских Чтениях вспоминали о «Лете Господнем»

На Рождественских Чтениях вспоминали о «Лете Господнем»В Волгоградском Государственном Университете в рамках седьмых Царицынских Региональных Рождественских Чтений прошла научная конференция, на которой выступали преподаватели и студенты. Доктора филологических наук, литературоведы, историки и богословы искали в текстах древнерусской литературы религиозную истину, открывая Святого Князя Владимира как духовного и политического героя. Филологи рассматривали в целом религиозное искусство, погрузив всех в мир иконописи, ее жанров, видов, стилей, напомнив, что до 17 века была каноническая иконопись, затем она менялась, приобретала более современные черты. А в 19 веке произошло возрождение и расцвет этого искусства. На заре Христианства икону воспринимали как культ для поклонения, но со временем в ней увидели «Окно в другой мир». Святые способны беспристрастно созерцать иконы, бессловесно общаясь с Богом через нее, и к этому они призывают и всех нас.

От лица священников выступал отец Александр Пржегорлинский, преподаватель в Царицынском Православном Университете. В своем выступлении он сравнивал духовное, культурное, политическое состояния Руси до ее Крещения и после того, как на нее повлияла Византийская Культура. В аудитории сидела в основном светская молодежь, и она с не поддельным интересом внимала каждое слово батюшки. Одним из заимствованных литературных жанров из Византии был патерик, который на родине выглядел как сборник изречений Святых Отцов. На Руси этот род аскетической литературы приобрел немного иной характер, и он больше стал похож на житийные рассказы о Святых Отцах. Такие биографические истории из жизни праведников на Руси оказываются более «живыми», интересными и доступными широкому кругу читателей. Тоже самое произошло и с Монашеским Уставом. Этот жанр аскетической литературы – еще один духовно-культурный результат Крещения Руси. Если в Византии Устав был настоящей наставнической литературой, состоящей из свода правил и запретов жизни монахов, то на Руси он также претерпевает изменения, дабы «оживить» его. Поэтому Устав становится бытописательным и все Заветы раскрываются через житийные рассказы о монахах.

По мнению отца Александра Пржегорлинского, замечательно, что проводят такие Чтения в нашем Регионе, и хорошо, что ВолГУ поддержал идею Епархии. Студенты светских вузов должны также приобщаться к духовной культуре, как к части нашей общей истории. Как верно напомнил всем Отец Александр: «Слово «Образование» происходит от слова «Образ», поэтому каждый по-настоящему образованный человек живет по Образу и Подобию Божьему. Так его знания становятся подлинными.

На конференции коснулись темы происхождения славянского языка и его взаимоотношения с Византийской культурой. После основной части конференции было деление на секции, и каждый выбирал, что ему ближе: «Православие и история», «Православие и наука» и «Православие и культура». Я предпочла последнее. На этой секции профессора ВолГУ вместе со студентами обсуждали художественную литературу сквозь призму Православия. После первого выступления поднялся вопрос о проблеме выбора Русского пути: Выбор как волевой человеческий поступок или как Божий Промысел. В итоге пришли к общему выводу, что Цивилизационный путь Руси возможен был только благодаря Божественному Провиденциализму. Была работа, посвященная сравнению церковной соборности с советским коллективизмом. И там, и там сходство в стремлении к общинной жизни, вот только пути совершенно разные. Как мы знаем, советская идеология коллективизма она не несет религиозных ценностей. «Если говорить про языческую культуру, то в ней тоже была соборность, но совсем другого качества, нежели в Христианстве» — вот к такому научному выводу пришли преподаватели.

«Мертвые души» Н.В. Гоголя напомнили всем об одной мудрости: «Нравственный перелом помогает человеку стать целостным, а страдания очищают душу». Также было и в Древней Руси перед принятием Христианства: переломные моменты, которые либо привели бы к гибели государства и всего народи, либо к духовному возрождению. Выбор пал на второй вариант. Закончилась секция рассмотрением произведения «Лето Господне» русского писателя И.С. Шмелева, в котором кольцевым образом представлены все события Православного календаря. Здесь время художественное совпадает с реальным. «Лето Господне» — уникально тем, что оно являет собой такой редкий литературный жанр как духовный реализм. Главная проблема романа — это Вера в чудо.

Вот так насыщенно прошли седьмые Царицынские Региональные Рождественские Чтения, где участники не только смогли ответить на поставленные вопросы, но задаться уже новыми из духовной и общественной жизни людей, таким образом, намечая планы на будущие встречи. Надеемся, мероприятия всех духовно подготовили к большому празднику — Рождества Христова!

Понять, насколько родственны друг другу наука и религия, смогла и спец. корр.
Анна Иванова

Для этой записи меток нет
Запись опубликована 2 января 2015 пользователем . .
Если вы обнаружили неточность или же обладаете дополнительными материалами к данной странице, редакция сайта "Волгоград Православный" с радостью и благодарностью примет ваши корректировки на наш адрес электронной почты volgaprav@yandex.ru
Спаси вас Господь!