Православная церковь в годы Сталинградской битвы

Православная церковь в годы Сталинградской битвыИстория Сталинградской битвы, будучи тщательно изучена с точки зрения собственно военных событий, сохраняет немало «белых пятен» в других областях. Особенно это касается религиозного фактора. Православные историки и публицисты уделяют немалое внимание сражению под Сталинградом, связывая его с видением митрополита Гор Ливанских Илии (Карама). Получив откровение от Божией Матери, он посылает письмо И.В. Сталину с условиями нашей победы открытие храмов, освобождение священников и обнесение Москвы и Ленинграда иконой Богородицы. Кроме этих городов, в 1942 г. состоялся облёт Сталинграда с Казанской иконой на борту самолета. Данный факт в разговоре с писателем Юрием Бондаревым подтвердил маршал Г.К. Жуков.

Церковь в Сталинграде подошла к началу войны практически обескровленной: из почти 500 храмов и часовен, имевшихся в крае до революции, остались единицы. Точных данных о том, где ещё шли службы, не имеется. Но, по данным О.Ю. Редькиной и Т.Д. Савиной, после изгнания фашистов в 1943 г. 16 храмов и молитвенных домов, открытых в период оккупации, были зарегистрированы советскими властями. В итоге, на 1 июля 1944 г. в области действовало 18 и не действовало 138 сохранившихся церквей.

Здания храмов стали надёжными убежищами от бомб и снарядов. Оставшиеся от взорванного ещё в 1932 г. Александро-Невского собора обломки используются в сентябре 1942 г. при строительстве уличных баррикад. В храме св. мч. Параскевы Пятницы, по воспоминаниям очевидцев, во время боёв люди спасались в церковном подклете.

С началом боёв в здании Свято-Духова монастыря разместились ремонтные мастерские. При немцах многие жители прятались в здешних катакомбах, где их окормляла игумения Павла. Она учит людей молиться, переписывает с ними молитвы, скручивает из тряпочек свечи. Фашисты не трогают собравшихся в обители, и, уже пережив страшные бои, верующие расходятся отсюда, унося с собой иконы. Одна из икон Божией Матери, молитвослов, Псалтирь, молитвы на бумажных листах, — всё это представлено сегодня в экспозиции музея-панорамы «». После окончания войны некоторые монахини из Свято-Духова монастыря ещё проживали в Сталинграде. Известны их имена: монахиня Нина (Евдокия Шальнева), София и другие.

Некоторые храмы города и окрестностей война не пощадила, например Александро-Невскую церковь в пос. Верхняя Ельшанка. В январе 1943 г., буквально за несколько дней до разгрома фашистов, храм сгорел (прятавшиеся в нём румыны жгли костры). Поражает сила духа наших людей, — после битвы они первым делом просят и получают у властей разрешение открыть молельный дом в купленном 21.08.1944 г. пустующем доме постройки 1941 г. В нём в 1944 г. регистрируется церковная община. 13.04.1946 г. жительница с. Песчанка жертвует ей 2 малых колокола, найденных детьми в окопах (вероятно, верующие спрятали их при закрытии церкви). Служит здесь, по данным С.П. Синельникова, священник А.И. Беляев (1944 — 1946 гг.), ушедший по причине непосильных налогов. Погибла в дни боёв и Троицкая церковь, переоборудованная большевиками под Дом культуры завода «Красный Октябрь».

Алексеевская кладбищенская церковь действовала до войны дольше всех, но также была закрыта. В 1942 г. на кладбище обосновались огневые позиции «Катюш», а с колокольни церквушки наши артиллеристы корректировали огонь батарей по последним оплотам фашистской обороны (по воспоминаниям гвардии сержанта 498-го гаубичного артполка Н.С. Ермакова, чей наблюдательный пункт и располагался там).

Иоанно-Предтеченский храм был взорван ещё в 30-х годах, а оставшийся целым его фундамент немцы укрепили, превратив его в мощный дот, сдерживавший наше контрнаступление на этом участке.

Большинство церквей сильно повреждается обстрелами — это и Казанский собор, главные купола и колокольня которого сохранились, но от трапезной остались лишь стены. Официальное открытие храма состоялось 27.07.1945 г., но богослужения с 10.09.1945 г. приходилось совершать в частном доме № 18 по ул. Аткарской.

Долго державшуюся в условиях гонений Никитскую церковь закрыли решением горсовета от 04.02.1941 г., передав здание под культпросвет. В дни боёв пострадал купол, позднее восстановленный. Архиепископ Астраханский и Сталинградский Филипп (Ставицкий) хотел повесить колокола на храме, но уполномоченный Косицын ему это запретил.

Вторым священником здесь служил протоиерей Александр Князевский примерно с 1943 г. После войны возобновляются службы, люди благодарят Бога за победу, поминают погибших. Так, на Пасху 1946 г. в храме собираются около 6 тыс. человек, много детей и молодёжи.

Примечательно, что многие повреждённые церкви при восстановлении города разбираются. Власти боялись, что архиепископ Астраханский и Сталинградский Филипп потребует отдать здания храмов для ремонта и последующего открытия. Таковая судьба выпала Крестовоздвиженскому храму в Ворошиловском районе (правда, его дом причта, получивший незначительные повреждения, ремонтируется в июле-августе 1943 г., и уже в сентябре в нём открывается временная школа). Преображенская церковь (угол нынешних ул. Мира и Комсомольской), занимаемая краеведческим музеем, находилась в плохом состоянии ещё до войны. Последний раз исполком облсовета просит СНК выделить для расширения музея 500 000 рублей в 1941 г. В горниле Великой Отечественной от здания остаются лишь стены, купол и перекрытия были разрушены. Оставшееся разломают летом 1945 г.

Священнослужители края несли тяжёлые потери не только от войны, но и от гонений на веру. Так, о. Андрей Капустин из Успенского храма был арестован 14.03.1941 г. и расстрелян 16.08.1941 г. Место павшего заступил другой священник, на Пасху 1942 г. во дворе храма святят куличи и пасхи. Во время боёв службы прекращаются, но 14.12.1945 г. община арендует частный дом, где служит прот. Василий Суров.

Страдали служители Церкви и от фашистов. Так, священник Михаило-Архангельского храма с. Рынок был в 1942 г. повешен немцами за провозглашение ектеньи о победе русского оружия и погибели фашистов. В военных мемуарах о Сталинградской битве указывается, что некоторые местные священники помогали советской разведке. Да и воспоминания ветеранов указывают на огромную психологическую помощь веры в Бога, достаточно высокий уровень религиозности многих из советских бойцов и командиров. По их свидетельствам, непосредственно перед самыми боями в городе жители раздавали солдатам переписанные на бумаге молитвы «Живые помощи». Рассказы местных жителей, переживших войну, опубликованные в газете Волгоградской епархии «Православное слово», полны историями об обхождениях жилых домов с иконами в руках. Одна из таких икон, а также написанная на немецком бланке молитва, хранятся сейчас в зале «Дети воины» Волгоградского Центра детского и юношеского туризма и экскурсий.

В ноябре 1942 г. Сталинград посетил главный безбожник СССР Емельян Ярославский (Губельман) и оружейники 1047-го полка 284- й стрелковой дивизии должны были за ночь изготовить для гостя «какой-то особый кинжал», как вспоминал известный писатель-фронтовик Виктор Некрасов в своих мемуарах. Правда, выпуск антирелигиозных журналов и вообще деятельность Союза воинствующих безбожников прекратились ещё с начала войны.

Как видим, дни войны не были наполнены атеистическим содержанием, а представляли скорее религиозный подъём. Православные говорили о переломе старой государственной политики в отношении Церкви, строительстве храмов в Сталинграде, преподавании в школах Закона Божьего, падении кометы на населённые пункты без церквей. В 1945 г. уполномоченный Совета по делам РПЦ при СНК СССР по Сталинградской Области С. Косицын писал: «в праздник Победы над Германией во всех действующих приходах верующие и духовенство обращались к местным органам власти с просьбами о даче им разрешения отслужить на площадях под открытым небом благодарственные молебны в честь победы, но последним на это разрешений не выдавалось и было рекомендовано отслужить эти молебны в церквах...». Религиозная вера сыграла немалую роль в Победе нашего народа в этой войне.

Сергей Иванов





Запись опубликована 28 января 2015 пользователем . .
Если вы обнаружили неточность или же обладаете дополнительными материалами к данной странице, редакция сайта "Волгоград Православный" с радостью и благодарностью примет ваши корректировки на наш адрес электронной почты volgaprav@yandex.ru
Спаси вас Господь!