Рукоположение как образ продолжения Пятидесятницы

ПятидесятницаИеродиакон Никифор (Казаков). Рукоположение как образ продолжения Пятидесятницы.

Всем кто хоть раз в жизни прочитал Новый Завет известно, что в пятидесятый день, после вознесение Господа Иисуса Христа на небо, на апостолов сошел Дух Святой в виде огненных языков и почил по одному на каждом из них. Апостолы, руководимые Духом Святым, стали говорить на различных языках, пророчествовать, исцелять, понимать Священное Писание (Деян.2, 3). Сошествие Святого Духа на апостолов ознаменовало начало христианской церкви. С этого времени Святой Дух стал гарантом истинности принимаемых решений в ней. О чем свидетельствует апостол Лука, приводя текст соборного послания апостолов: «Ибо угодно Святому Духу и нам…» (Деян.15,28)

Без участия Святого Духа также не могло быть совершено ни одно рукоположение, которое давало христианину право «пасти Церковь» (Деян.20,28), т.е. быть священником. В книге «Деяния Апостолов» некто Симон попытался подкупить апостола и дать цену за возможность получить дар Духа Святого, так как видел, что через возложение рук апостольских подается Дух Святой (Деян.8, 18-19), но получил отказ и вразумление, что Дух не может быть покупаем или продаваем, так как Дух Святой есть Бог (Деян.5, 4). Необходимость ежедневной заботы о новообращенных христианах, заставила апостолов принять решение о выборе семи человек для организации быта первых христиан (питание, проживание и т. д.). Для этой цели были выбраны Стефан, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен и Николай Антиохиец. Их поставили перед апостолами, которые, помолившись, возложили на них руки (Деян.6, 1-6). В тринадцатой главе книги «Деяния Апостолов» повествуется о том, что Сам Святой Дух повелевает отделить Себе Варнаву и Савла на дело, к которому Он призвал их и тогда апостолы вновь, прибывая в посте и молитве, возложили на их руки (Деян. 13, 3) В следующей главе повествуется о том, что апостолы, проходя области Листру, Иконию и Антиохию, непрестанно возвещали Евангелие, увещая пребывать в вере, поставляли пресвитеров к каждой Церкви. «Рукоположив же им пресвитеров к каждой Церкви, они помолившись постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14, 23).

Апостол Павел, когда покинул Милит, то приказал послать в Ефес пресвитеров Церкви (Деян. 20, 17), поучая их: «Итак, внимая себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь, Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своею» (Деян. 20, 28).

Не прекратилась передача Святого Духа другим людям (пресвитерам) и после смерти апостолов. Законность и возможность возлагать руки и передавать дар Духа другим людям, подробно изложены в «Послании к Титу», где апостол Павел говорит о необходимости довершить дело, которое он начал в Крите и повелевает Титу поставить по всем городам пресвитеров и епископов (Тит.1, 5-9). Аналогичное повеление находим в послании апостола Павла к Тимофею, где Павел говорит о необходимости поставления епископа (1Тим.3,2), также вразумляет самого Тимофея: «возогревай дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2Тим.1,6; 1Тим.4,14). Апостол Павел повелевает Тимофею рук ни на кого не возлагать поспешно, и не делаться тем самым участником в чужих грехах (1Тим.5, 22), а также оказывать сугубую честь начальствующим пресвитерам, особенно тем, которые трудятся в слове и учении (1Тим.5, 17), не принимать обвинение на пресвитера без свидетельства двух или трех человек (1Тим.5,19).

Поэтому неудивительно, что в древней церкви возникает четкая иерархическая система служения, где Духом Святым дается божественное право «пасти Церковь Господа и Бога» (Деян. 20, 28). Лишь только пастырям апостолы заповедовали учить народ: «... проповедуй слово…обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2Тим. 4, 2), ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель... держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1, 7-10).

Только одним пастырям Духом Святым через рукоположение апостольское дано было право священнодействовать (Иак.5, 14-15) и управлять в церкви (Тит.1,5; 2Тим.2,2; 1Тим.5,22), прощать или не прощать грехи людей: «Истинно говорю вам, что вы свяжите на земле, то будет связано и на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено и на небе» (Матф.18, 18).

Другим же людям апостолы напротив категорически запрещали восхищать себе эту власть: «И как проповедовать, если не будут посланы? (Рим. 10, 15), Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? (1 Кор. 12, 29). Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет» (Евр.13, 17). Необходимо сказать, что служение апостолов, по их смерти, не было упразднено, а заменено служением епископов.
Епископ является местоблюстителем Христовым и главным учителем в своей Церкви (1 Тим. 4, 16; 6, 12; 2 Тим. 4, 2-5). Он же предуготовляет и научает вере будущих учителей (2 Тим. 2, 2), наблюдает за пресвитерами, как они проходят свое учительное служение, и с ревностью подвизающихся в слове сподоблял сугубой чести (1Тим. 5,17), совершает таинство рукоположения, подобно апостолам в древней церкви.

Пресвитеры (священники), получив от епископа всю свою власть, через возложение его рук, обладают правом учительства по отношению к пасомым (мирянам) (1 Тим. 5, 17), а также власть совершать все таинства церкви, кроме рукоположения.

Диаконы могут по воле епископа быть допущены к проповедованию, по примеру первенствующей Церкви (святой архидиакон Стефан) (Деян. 6, 8). Они не имеют право совершать самостоятельно таинство церкви, а только лишь помогают священникам и епископам в совершении их.

Непрестанная передача дара священства, посредством Святого Духа, прослеживается на протяжении всей истории христианской церкви начиная от Иисуса Христа, который дал эту власть апостолам, они своим приемникам, а те другим людям и так далее до сегодняшнего дня, позволяет быть уверенным в исполнении слов Спасителя о том, что Он никогда не оставит Своей Церкви (Матф. 28, 20).

Но эти слова Спасителя не относятся к людям, которые не имеют апостольского преемства, я имею в виду многочисленных руководителей сект в нашей области и в других регионах России. Не имея божественного дара священства от Христа и Его апостолов, они обманывают своих адептов и лишают их вечного блаженства с Господом. История ни одной секты не может исторически документально подтвердить законность своего дара «пасти Церковь Христа». Не имея законных пастырей, сектанты не имеют ни одного законного таинства, их крещение, покаяние, причастие не действительны.

Сохранение таинства рукоположения в православной церкви позволяет нам утверждать, что каждый священник несет на себе огонь Святого Духа, который сошел на апостолов в день Пятидесятницы. Поэтому каждому христианину необходимо участвовать в церковных таинствах, освящаться благодатью Святого Духа для того, чтобы уже здесь на земле реально ощущать будущую радость Царства Небесного.

Иеродиакон Никифор (Казаков),
кандидат богословия,
преподаватель Царицынского
православного университета

Для этой записи меток нет
Запись опубликована 8 января 2011 пользователем . .
Если вы обнаружили неточность или же обладаете дополнительными материалами к данной странице, редакция сайта "Волгоград Православный" с радостью и благодарностью примет ваши корректировки на наш адрес электронной почты volgaprav@yandex.ru
Спаси вас Господь!