В рамках рождественских чтений

В рамках рождественских чтений, посвященных теме: «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси», как известно, прошло много удивительных мероприятий, конференций, круглых столов, которые напомнили всем нашу историю, просвещая и объединяя людей во время взаимно обогащающего общения.

Одна из ярких встреч прошла в Городском Детско-Юношеском Центре (ГДЮЦе) — Межрегиональный съезд работников дошкольного образования Волгоградской области, где обсуждалось проблема духовного развития и нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях на традициях православной культуры». Ведущим мероприятия был отец Лазарь.

Открывала съезд профессор, доктор педагогических наук, Татьяна Затямина. Свою речь она начала с ностальгической нотки о том, что форма делового общения такого как съезд была актуально лишь в советские года, сейчас же она не так популярна, но так необходима из-за своего демократического характера, то есть свободы слова и масштабности. Профессор разъяснила всем присутствующим, что нужно четко отделять понятия: духовно-нравственное развитие и воспитание, обыденное же сознание все смешало. Разница в следующем: воспитание подразумевает систематическое влияние на ребенка со всех сторон: семья, церковь, школа на основе богословских текстов, а развитие – хаотично, не последовательно, со свободной волей ребенка, грамотно и во время не направленное рукой взрослых. И большинство проблем в общество сегодня корнями упираются в неразумное воспитание детей. Как доктор педагогических наук, Татьяна Затямина уверена в том, что основу духовно-нравственного воспитания должна давать именно семья, а затем уже церковь и школа эту волну подхватывать и в нужное русло направлять. Сегодня в государственном законе об образовании говорится, о сотрудничестве главных религиозных учений: Христианство, Ислам, Буддизм и Иудаизм, правда, там не выделяется православная культура для россиян, что означат само общество должно выбрать свой истинный духовный путь развития, а не ждать государственный решений. Докладчица, зная всю систему образования изнутри, пришла к выводу: начинать нужно с образования самих педагогов, чтобы они, придя, учить детей в школы, могли грамотно передать не только научные знания, но религиозные смыслы. Для этого в педагогических вузах должны изучаться: религиоведение, основы православной культуры, библейская история. Религия пронизывает почти всю русскую литературную классику, Историю Отечества и т.д., поэтому, хотя бы изучать ее в контексте с другими гуманитарными дисциплинами.

Профессор пояснила принципиальное различие между либеральными ценностями и православными. Первые тяготеют к гуманизму, и потому убеждены – грехи проходят в человека из вне, из порочного внешнего мира, а вторые — учат тому, что все люди уже рождаются с испорченной природой, склонной к разным страстям и необходимо верное воспитание, определенная среда, чтобы восстановить поврежденную свою природу. В Библии на эту тему, мы знаем, есть история о первых людях, изгнанных из Рая, Адама и Еву после вкушения плодов с древа познания добра и зла. После этого люди рождаются падшими в падшем мире. В завершении своего интересного выступления Татьяна Затямина обозначила главную задачу в воспитании детей: осознать, что все дети рождаются духовно больным и их нужно обязательно лечить духовной пищей, чтобы они устояли против сил зла, предстающих в виде разных искушений.

Священник отец Лазарь (Куликов), настоятель храма Живоначальной Троицы в Краснослободске в своем выступлении напомнил всем о важности стремления заглядывать внутрь себя.

«Мы слишком много живем внешней жизнью, отчего-то или кого-то зависим, словно не принадлежим себя. Мы окружаем себя бессмысленной суетой, вместо того, чтобы взор свой направить внутрь своего духовного и душевного мира. Если мы поймем, что творится у нас в нутрии и кто мы и для чего мы, тогда будет легче разобраться в происходящем снаружи, и ошибок станет меньше. Особенно важно заглядывать внутрь себя именно воспитателям дошкольных учреждений, ведь воспитывать нужно уже с первого дня жизни ребенка, когда он впитывает в себя все как губка» —

вот как назидательно высказался батюшка.

Отец Лазарь продолжал:

«Начинать нужно с религиоведческого и богословского просвещения родителей и воспитателей, а затем и детей. Ведь все окажется напрасным, если священник будет ходить в детский сад для общения с детьми о Вере, а воспитатели и семья – далеки будут от этой темы. Здесь важен комплексный подход, то есть искать точки сближения всем: семье, церкви, школе. Но на этом пути каждого поджидают свои препятствия. Например, меня, как духовное лицо, немного смущает тот факт, что мне нужно идти в новое незнакомое светское место и говорить там о Боге. У меня есть страх, как ни странно звучит, перед детьми и их воспитателями. Мне, почему-то кажется, что лучше было бы, если воспитатели сами приглашали батюшек, сами готовили своих детей, а иначе они меня не поймут. Правда, здесь выплывает на поверхность еще одна проблема у работников дет. сада и их воспитанников – страх перед священниками, как перед людьми в черных облачениях, с бородами и угрюмым лицом. Так что мы все друг друга боимся, и от этого большинство в наших проблемах. Давайте молиться Богу о даровании нам мужества и открытости сердца, чаще всего малодушие и стереотипы мешают людям сотрудничать в обществе. Для каждого возраста — свой материал: с дошколятами стоит говорить об основных православных праздниках, а со школьниками о Библейской истории, о смысле таинств и самой Веры через определенные богословские тексты, о сектах и их разрушительной силе. Чем старше ребенок, тем объем духовного материала соответственно увеличивается. Сейчас есть тенденция к созданию и развитию отдельных православных детских садов. Мне думается, что отдельно ничего не надо строить, иначе мы изначально приучим детей к понимаю разделения, в духе «свой» — «чужой», то едва ли это принесет благие плоды. Надо на уже имеющихся площадках постепенно говорить с родителями, воспитателями и детьми о Боге, ища точки сближения».

Съезд оказался уникален тем, что он объединил собой и теоретиков, и практиков. Заведующая дет. садом №70 г. Волжского Оксана Харина поделилась своим многолетним опытом, выразив это в необычной формуле.

«Я создала программу воспитание в своем учреждении, которая получилась благодаря моим математическим расчетам. В итоге вышла настоящая формула, определяющая, сколько часов в день нужно выделять на те, или иные предметы в зависимости от возраста детей. 114 минут выделяется в целом на развитие. Утро начинается с православной минутки, во время которой происходит общение по душам, эстетическое воспитание: ИЗО, литература, раскраски на тему библейских сюжетов. Дневное время посвящено прогулки, во время нее ребенок наблюдает за красотой нашей действительности: природой, архитектурой, людьми и т.д. и одновременно может осуществлять трудовые дела, например, работая на земле. Такой труд, как известно, один из самых облагораживающих. А перед сном – обязательно Доброе чтение, например жития святых, детская Библия, православные сказки и т.д. Обидно, что в нашем законе об образовании нет ни слова о нравственном воспитании, словно ребенок должен развиваться как какой-то бездушный, бездуховный механизм для выполнения социальных обязательств, при этом его внутреннее, человеческое содержание мало кого волнует. Поэтому нечего ждать «милости» от Министерств, Дум, Администраций нужно самому гражданскому обществу и православному вести между собой содержательный диалог, не боясь друг друга воспитывать общество».

Инна Черноярова зав. дет. садом «Колокольчик» г. Суровикино Волгоградская область выступила с темой: «Воспитатель сегодня». Она говорила о компетенциях педагога. Главная из них – мировоззренческая, то есть определение Православные ценности берутся за основу жизни люблю человека, особенно сели это педагог. как основа жизни человека, профессия которого воспитатель. Вторая компетенция – психолого-педогогическая, которая помогает в общение с детьми, в поиске подхода к ним с учетом их возраста. Например, в 3-4 года дети «грешат» непослушанием, в 5-6 лет — нетерпеливостью и вспыльчивостью. Не менее важная компетенция – целеполагание. Она заключается в изучении и понимание церковных праздников, например, таких как — Рождество и Пасха. Рефлексивная компетенция важна для всех: родителей, воспитателей и детей. Она позволяет самоуглубиться и понять себя лучше, а если человек продвинется хоть чуть-чуть в понимании себя, то он будет способен лучше понимать других. Андрагогика – раздел педагогики для взрослых всегда пригодится всем, ведь для воспитания и самовоспитания никогда не бывает поздно, было бы желание! И последняя компетенция – постоянное развитие. Как замечательно, когда воспитатель легко впитывает новые знания, открыт к инновациям, способен «быть вечным студентом» в самом хорошем смысле.

На межрегиональном съезде говорилось еще о такой важной теме как «Развивающая среда». Состояние личности и его качества во многом зависят от среды, которой воспитывается и формируется ребенок, и как важно, чтобы она была благоприятной для духовного развития человека. Такая среда должна иметь четкую структуру, которая создается совместными усилиями церковью, семьей и дошкольным учреждением. Например, высказалась идея о «Православном уголке», где дети вместе с воспитателями заниматься творчеством: писать вместе сказки на основе известных мудрых притч или создавать иллюстрации к ним. «Уголок» непременно нужно украсить православным календарем, видеофильмами о путешествиях по Святым местам, фотографиями храмов. В итоге у ребенка сформируется верное эстетическое чувство, а это, как известно, питает душу. Как заметили выступающие, сейчас в основном в учебных заведениях учителя прививают своим ученикам культуру мышления, дают много знаний, но совсем не думают о нравственном воспитании, чтобы ребенок ясно понимал: что есть добро, а что — зло.

Официально Съезд закончился, участники разъехались, получив много свежих впечатлений и «пищи» для размышлений, но тема воспитания детей – вечна и неисчерпаема, а значит, возможность вновь встретиться и обсудить актуальные вопросы еще представится.

В «Панораме. Сталинградская битва» прошла конференция, посвященная Рождественским Чтениям – «Выбор Князя Владимира. Цивилизационный путь».

Встреча была организована Волгоградским региональным отделением Российского военно-патриотического общества и сотрудниками музея-заповедника «Сталинградская битва». Открывал мероприятие Отец Виктор (Кириченко), настоятель храма Св. Рав. Кн. Владимир, который вначале напомнил всем, что канонизировать Князя Владимира долго не получалось по разным политическим и церковным причинам. И только после победы в «Невской битве» Александра Ярославича (Невского) удалось Князя Владимира причислить к лику Святых. Батюшка напомнил также о самых значимых событиях в жизни Святого Владимира, о его глобальном влиянии на мир в духовном и политическом смыслах. «Цивилизация – это технический и технологический прогресс, цивилизация – это, в первую очередь, это отношения в обществе основанные на Вере в Бога, на Вере в человека, на любви!» — вот так красиво закончила свое Благословение отец Виктор.

Для всех гостей был показан фильм «Святой Владимир» из цикла «Иллюстрированная история Российского Государства», который пролил на свет новые факты о жизни выдающейся личности. Ольга Червинская, сотрудник музея «Сталинградская битва» рассказала о значении принятия христианства для Древней Руси. Ольга Викторовна напомнила всем, как трудно и как долго крестилась Русь, и также о политическом и духовном влиянии Ярослава, сына Владимира. Ярослав продолжал путь своего отца, при нем появляются первые монастыри, начинает развиваться монашество, митрополит Илларион пишет «Слово о Законе и Благодати» и т.д.

Интересной была работа про орден Св. Рав. Кн. Владимира, подготовленная старшим научным сотрудником музея-панорамы Олегом Юрьевичем Фирстковым. Докладчик подробно разъяснял, за что именно дает такую высокую награду, напомнив, что Орден имеет четыре степени, и выдаются они как за военные, так и за мирные заслуги. Например, Орденом Св. Рав. Кн. Владимира были награждены такие личности как: Г.А. Потемкин, А.В.Суворов, Н.М.Карамзин, В.И.Даль, Н.Н.Раевский и многие другие. День празднования орденов – 22 сентября.

Завершала духовно-патриотическую встречу, старший научный сотрудник Кира Борисовна Чигиринская с докладом «Господь дарует нам Победу», в которой она поведала о выставке, проходившей недавно в музее-панораме. Созданная совместными усилиями Министерством культуры Саратовской области, Саратовским епархиальным управлением Московской Патриархии и Саратовским государственным музеем боевой славы, передвижная выставка рассказывает о патриотической роли Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. Вспомнили Святых вождей русского народа Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину и неисчислимые тысячи других Православных воинов:

«Православная Церковь всегда разделяла судьбу народа. Не оставит она народа своего и теперь. Нам нужно помнить заповедь Христову: «Больши сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя». Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради родины. Нам, пастырям Церкви недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается… А если молчаливость пастыря… объяснится еще и лукавыми соображениями насчет возможных выгод на той стороне границы, то это будет измена родине и своему пастырскому долгу…». Сегодня, после 10-тилетних архивных исследований, авторам выставки, научным сотрудникам Саратовского музея боевой славы, удалось установить фамилии 70 священнослужителей Саратовской епархии, в состав которой в период Сталинградской битвы входил и наш город. Среди открытых в архивах имен служителей Церкви есть и наши земляки, и те, кто, сражаясь на фронте в годы войны, впоследствии открывали храмы в нашей области. Житель Саратовской области Петр Иванович Меренов, в годы войны рядовой 36 бригады 13 отдельного саперного батальона, награжденный медалями «за взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», орденом Отечественной войны 1степени, «За победу над Японией», в послевоенное время служил настоятелем Серафимовского молитвенного дома в г. Котельниково. Необычна и сложна судьба нашего земляка, уроженца хутора Ярского Кумылженского района, протодиакона Пасторова Маркиана Ивановича. В 1925 г. был рукоположен в диаконы, в начале войны мобилизован на оборонные работы. В 1942 г. попал в плен, бежал в Варшаву, позже служил на должности полкового диакона в войсковых частях во Франции. После войны — репатриация в СССР, проверка по линии НКВД и высылка в Прокопьевск Кемеровской области без права выезда в другие населенные пункты. Вернулся в родные места в Сталинградскую область уже в 1960-е гг».

Кира Борисовна пояснила смысл названия выставки:

«Название имеет и истерический смысл, и символический. Символичность в том, что слово «Победа» здесь употребляется уже не в смысле победы над врагами видимыми, а имеется в виду победа над внутренними грехами, как главными врагами человечества. Человек, одолевший зло внутри себя также становится героем способным на добро. К этому мы и призываем своей выставкой».

Ольга Червинская, ученый секретарь музея-панорамы «Сталинградская битва» и одна из организаторов встречи поделилась своими впечатлениями от прошедшего мероприятия:

«Как ответственное лицо такого события, могу сказать, что цель его была в привлечении внимания широкой общественности к памятной дате и возможности показать влияние принятия христианства на дальнейшее развитие Древней Руси. Думаю, общими усилиями цель достигнута. Впечатления, конечно, замечательные, потому что мы организация – светская, историю храним посвященную именно периоду Великой Отечественной Войны. Религиозные темы в контакте истории почти не обсуждаем, вот только Кира Борисова, спасибо ей, решила организовать выставку «Господь дарует нам Победу». Такой опыт очень полезен нашему музею, его работникам и его гостям, ведь действительно вся наша история непременно связанна и с духовностью, и это нельзя забывать!»

Волгоградский Государственный Университет распахнул свои двери для участия в седьмых Царицынских Региональных Рождественских Чтениях в форме научной конференции, в которой выступали преподаватели и студенту.

Профессора, доктора филологических наук искали в текстах древнерусской литературы религиозную истину, открывая Святого Князя Владимира как духовного и политического героя. В Древней Руси литература была в основном религиозная, и все художественные источники не могли не касаться духовным вопросах в контакте исторической проблематики. Филологи рассматривали в целом религиозное искусство, погрузив всех в мир иконописи, ее жанров, видов, стилей, напомнив, что до 17 века была каноническая иконопись, затем она менялась, приобретала современные черты. А в 19 веке происходит возрождение и расцвет этого прекрасного искусства. На заре христианства икону воспринимали как культ для поклонения, но со временем к ней начали относиться как великому произведению искусства, а для духовных людей это всегда «окно в другой мир». Святые способны не беспристрастно созерцать иконы, бессловесно общаясь с Богом через нее, и к этому они призывают и нас.

От лица священников выступал отец Александр (Пжегорлинский), преподаватель в Царицынском Православном Университете. В своем выступлении он сравнивал духовное, культурное, политическое состояния до Руси до ее Крещения и после того, как на нее повлияла Византийская Культура. В аудитории сидела в основном светская молодежь, но с интересом внимающая каждое слово батюшки. Одним из заимствованных литературных жанров из Византии был патерик, который на родине выглядел как сборник изречение Святых Отцов. На Руси эот род аскетической литературы приобрел немного иной характер, и он больше склонялся к житийности и наглядности, то есть патерик становился не сколько назидательной литературой, как жить или не жить, по мнению Святых Подвижников, а виде рассказов о их жизни. Такие биографические истории из жизни праведников на Руси оказываются более «живыми», интересными и доступными широкому кругу читателей. Тоже самое и с Монашеским Уставом. Этот жанр аскетической литературы – еще один духовно-культурный результат Крещения Руси. Если в Византии Устав был настоящей наставнической литературой, состоящей из свода правил и запретов жизни монахов, то на Руси он также претерпевает изменения, дабы «оживить» его. Поэтому Устав становится бытописательным и все заветы скрыты в житийных рассказах о монахах.

По мнению Отца Александра (Пжегорлинского), замечательно, что проводят такие Чтения в нашем Регионе, и в частности в ВолГУ. Студенты светских вузов должны такдже приобщаться к духовной культуре, как к части нашей общей истории. К тому же мы должны всегда помнить: слово «образование» происходит от слова «Образ», поэтому каждый образованный человек живет по Образу и Подобию Божьему. Так его знания становятся подлинными.

На конференции коснулись темы происхождения славянского языка и его взаимоотношения с Византийской культурой, а после было деление на секции, и каждый выбирал, что ему ближе: «Православие и история», «Православие и наука» и «Православие и культура». Я предпочла последнее. На этой секции профессора ВолГУ вместе со студентами обсуждали художественную литературу сквозь призму православия. После первого выступления поднялся вопрос о проблеме выбора Русского пути: Выбор как волевой человеческий поступок или как Божий промысел. В итоге пришли к общему выводу, что Цивилизационный путь Руси возможен был только благодаря Божественному Провиденциализму. Была работа посвященная сравнению церковной соборности и советскому коллективизму. И в там, и там сходство в общности идеи – в стремлении к «свободе, равенству», что породило развитие жизни в общинах. Только, как мы знаем, советская идеология коллективизма она не несет религиозного знания, и власть для них одна – государственная. А если говорить про языческую культуру, то в ней тоже была соборность, только совсем другого качества, нежели в христианстве.«Мертвые души» Н.В.Гоголя напомнили всем об одной мудрости: «Нравственный перелом помогает человеку стать целостным, а страдания очищают душу». Также была в древней Руси перед принятием христианства: переломные моменты, которые либо веду к гибели государства, и всего народи либо его духовно возрождает. Выбор пал на второй вариант. Закончилась секция рассмотрением произведения «Лето Господне» русского писателя И.С. Шмелева, в котором кольцевым образом представлены все события православного календаря. Здесь время художественное совпадает с реальным. «Лето Господне» уникально тем, что оо являет собой такой литературный жанр как духовный реализм. Главная проблема романа — это Вера в чудо и состояние памяти.

Вот так насыщенно прошли седьмые Царицынские Рождественские Чтения, где несколько отвечали на поставленные вопросы, а сколько ставили новые из духовной и общественной жизни людей, таким образом, намечая планы на будущие встречи. Надеемся мероприятия духовно подготовили всех к встречи с большим праздником Рождества Христова!

Анна Иванова

Для этой записи меток нет
Запись опубликована 20 декабря 2014 пользователем . .
Если вы обнаружили неточность или же обладаете дополнительными материалами к данной странице, редакция сайта "Волгоград Православный" с радостью и благодарностью примет ваши корректировки на наш адрес электронной почты volgaprav@yandex.ru
Спаси вас Господь!