Богоявленская церковь (Михайловская)

Богоявленская церковь в станице МихайловскаяЦерквей в честь Богоявления Господня в станице Михайловской было две. Построены они в разное время. Первая — Богоявленская, древнейшая из известных по документам на Хопре. О ней впервые упоминается под 1700 год. Вначале она была деревянной, «малопоместительной». После того, как Богоявленскую перенесли на новое место, вместо нее в 1751 году заложили каменную однопрестольную во имя Сретения Господня, освященную в 1765 году. В 1764 году начато сооружение второй каменной церкви во имя Богоявления Господня с двумя приделами. Один в честь Казанской иконы Богоматери, второй – в честь Архистратига Михаила. «Эта вторая каменная была освящена в 1775 году». Старую Богоявленскую деревянную разобрали и продали в станицу Алексеевскую. В.В. Богачев назвал Богоявленский храм в 1919 году «памятником старины».(Богачев В.В.Очерки географии Всевеликого Войска Донского.Новочеркасск,1919. -С.484//О.В. Галкова, О.Н. Савицкая. Рукопись художника И.И. Машкова «В своих краях» в контексте истории станицы Михайловской Хоперского округа Области  Войска Донского.)

Сложенная из кирпича, с такою же оградой и подсобными помещениями, трехпрестольная, с колокольней «на вынос», почти полвека Богоявленская церковь станицы Михайловской оставалась самой большой и красивой на всем Хопре. Отдельно стоящая колокольня стала одной из архитектурных особенностей Богоявленской церкви. До последнего времени она так и осталась единственной с отдельно стоящей колокольней. Все остальные хоперские церкви строились по принципу «храм под колокол», т.е. колокольня в одной связи с церковью.

Находился Богоявленский храм на месте нынешней Михайловской школы. Юлия Николаевна Рябцева, внучатая племянница известного художника Ильи Ивановича Машкова, показала нам месторасположение Богоявленской церкви. «Где сейчас угол здания начальной школы, была колокольня. Напротив нее располагалось казачье правление. Под колокольней был подвал, где находился станичный архив. За колокольней стоял большой дом (здание бывшей начальной школы). В нем жил сторож. Еще в этом доме останавливались те, кто приезжал венчаться, просто приходил на службу из дальнего хутора. А сам собор находился на месте нынешней школьной котельной. Он был обнесен красивой кованой оградой. Напротив алтарной стены, на прилежащей к собору территории, – могилки священников, служащих храма, благочестивых станичников. В одной из них был похоронен генерал Миронов. Священник – отец Василий. Сыновья – Илья Васильевич (жил рядом с собором в доме, принадлежавшем в 1960-80-е годы бывшему директору Михайловской школы Н.Д. Скворцову, а затем его жене – А.И. Скворцовой до 2013 года), Николай Васильевич (жил в доме рядом с собором, по соседству с Ильей Васильевичем). Николай Васильевич был замечательным художником. Он учился в Духовной семинарии, но ушёл из неё. Сковал красивую ограду для Богоявленского собора. Прожил Николай Васильевич недолго. Жена его после революции продала недостроенный дом Илье Ивановичу Машкову, а сама с двумя дочерьми уехала». Сейчас в доме Николая Васильевича живет Юлия Николаевна. Нам удалось узнать фамилию отца Василия – Казанский, из потомственных священников. И не только его, но и других священников и служащих этого храма.  В данном списке не отражены Дьяконов Алексей Степанович, 1841 года рождения и Дьяконов Яков Степанович, 1845 года рождения.

Станица  Богоявленская церковь (1751—1918 гг.)

№№п/п Фамилия, имя, отчество Срок пребывания в службе
Священники
Ильин Тихон 1788 – 1819
Иванов Иван 1788 – 1805
Ефимов Яков
Дворянский Иван Николаевич
Александров Петр Климентьевич 1819 – 1826
Покровский Аристарх Антонович
Покровский Гавриил Иванович
Александров Степан Петрович
Дворянский Михаил Иванович
Казанский Василий Иванович
Скрябин Иосиф Иосифович
Григорьев Захар Алексеевич
Возвиженский Константин Дементьевич
Савин Гавриил Яковлевич
Афанасьев Федор Федорович
Григорьев Андрей Алексеевич
Попов Николай Иванович
Якушов Василий Самуилович
Дьяконы
Александров Петр Климентьевич
Ефимов Георгий
Ефимов Иван
Попов Александр Иванович
Ефимиев Стефан Иванович
Попов Алексей Васильевич
Попов Василий Александрович
Смирнов Владимир Иванович
Киреев Василий Андреевич
Дьячки (с 1868 г. Псаломщики)
Ефимов Иван
Устинов Стефан
Иванов Иван 1815 – 1828
Попов Федор Иванович
Алексеев Арсений
Алфеев Гавриил Григорьевич 1866 – 1891
Усачев Иван Филиппович
Казанский Николай Васильевич
Фролов Емельян Николаевич
Попов Иван Григорьевич
Попов Иван Григорьевич
Поляков Иван Федорович
Казанский Дмитрий Васильевич
Попов Арсений Петрович
Меринов Дмитрий Степанович
Васильев Вениамин Семенович
С 28.07.1912
Пономари
(упразднены в 1868 г.)
Попов Иван Иванович
Алексеев Иван
Михайлов Иван 1822 – 1837
Иванов Федор 1821 – 1826
Дьяконов Стефан Алексеевич
Багров Иван Михайлович 1828 – после 1845
Попов Василий Иванович
Дьяконов Петр Степанович
Дьяконов Яков Степанович
Попов Василий Васильевич
Попов Алексей Васильевич
Церковные старосты
Аносов Григорий Иванович (казак)
Бабнюхов Федор Афанасьевич (казак)
Миронов Иван Спиридонович (сотник)
Голов Яков Васильевич (урядник)
Рябцев Федор Игнатович (урядник)
Шепетнов Яков Карпович (казак)
Просфирницы
Кургузова Мария Евсеевна (казачья жена) 1817 – 1825
Климова Матрена Ивановна (казачья дочь) 1825 – 1834
Цепляева Ксения Петровна (казачья дочь) 1834 – 1884
Нагорнова Анастасия Спиридоновна (казачья дочь) 1884 – 1894
Демина Прасковья Стефановна (казачья дочь) 1894 – 1898
Глухова Феодосия Кирилловна (казачья дочь) 1898 – 14.06.1905
Усачева Мария Михайловна (вдова псаломщика) 1905 – 1908
Демина Прасковья Стефановна (казачья дочь) 1908 – 1909
Казанская Мария Ивановна (вдова священника) 1909 – после 1911

Василий Иванович Казанский – сын Ивана Евфимьевича Казанского, настоятеля Сретенского храма. Отец Иоанн умер в 1876 году и похоронен рядом со Сретенской церковью.

Изучая историю Богоявленской церкви, мы обратили внимание на то, что нигде не упоминается о том, какими были стены храма, имелись ли на них фрески? Юлия Николаевна говорит, что были. «Последним священником Богоявленского собора был отец Евгений. С его внучкой Женечкой я дружила. Отец Евгений иногда брал нас в собор. Там была икона Николая Чудотворца. Удивительно красивая. Стены расписаны фресками. Как входишь с паперти в притвор, то сразу бросалось в глаза изображение трех богинь с яблоком раздора. Отец Евгений говорил нам с Женечкой, что это напоминание о том, чтобы люди не ссорились, чтобы не было войны».

В Богоявленской церкви находились очень чтимые станичниками святыни. Среди них: древняя чудотворная икона Казанской Божией Матери, относящаяся, по преданию, к XVI столетию, два серебряных креста, один кипарисный, с частицами святых мощей, отбитый у французов во время Отечественной войны 1812 г., один древний служебник с надписью о том, что он был «приложен» к церкви св. Великомученицы Параскевы в станице Григорьевской (ныне не существующей). Евангелие в серебряной с позолотой оправе, весом в один пуд 24 фунта, неизвестно кем приобретенное еще в 1759 г., ценный старинный сосуд и икона Святителя Николая Чудотворца в серебряной ризе, принесенное казаками в память победы над французами в 1812 г. ( Балуев П.С.  С. 38, Кириллов А.А. Памятники благочестия донских казаков и вождя их, войскового атамана графа М.И. Платова, относящиеся к Отечественной войне 1812 года //Сборник Областного Войска Донского статистического комитета. Новочеркасск, 1914. Вып. 12. С. 181.)

Представление о состоянии дел в Богоявленской церкви, о ее приходе дают нам сведения из «Клировых ведомостей Урюпинского Благочиния за 1911 г.». (Виктор Сивогривов. Клировые ведомости. Урюпинское благочиние за 1911 год./ Чтобы свеча не угасла. Историко-публицистический сборник. Урюпинск, 2006. – С.189.)

Построена в 1775 году тщанием прихожан на месте старой деревянной. Главный Престол — во имя Богоявления, южный – иконы Казанской Божьей Матери, северный – Архистратига Михаила. В ведении церкви находится каменная часовня на кладбище хутора Акуловского Михайловской станицы. Церковный клир состоит из двух священников, диакона, двух псаломщиков, просфорни и церковного старосты. Денежное содержание служители получают «от церковной кружки», т.е., от доходов храма. Староста из местных казаков денежного содержания не получает. За церковью закреплены церковно-приходские смешанные школы: в станице, открытая в 1901 году; в хуторе Акуловском, открытая в 1903 году; и х. Моховском – 1899 г. Также приходские мужское (1805 г.) и женское (1862 г.) училища 3-го разряда.

В приходе 929 хозяйств с населением 6054 человека обоего пола, из которых 555 человек не казачьего звания. Приход охватывает часть станицы и хутора Моховской, Верхне-Форштатский, Средне-Форштатский, Верхне-Бубновский, Нижне- Бубновский, Салтынский, Медведевской, Алферовской, Карагочной, Станично-Подгорный и Красно-Ярский. Метрические книги хранятся с 1793 года. Нам удалось найти на сайте Ростовского Генеалогического общества документ из Государственного архива Ростовской области. Он следующего содержания: «1771 года Января дня книга, данная из входящего духовного правления ведомства войска донского реки Хопра Михайловской станицы Богоявленской церкви протопопу Ивану Назарьеву священнику Филиппу Давыдову, Ивану Казмину на записку 771 года дворянских, военных, духовных и мирных чинов разночинцев с обозначением имени отчества и прозвания так месяца и числа мужеска и женска пола, когда кто родился, крещен браком, сочетался и погребен, и каковых лет, насколько незаконнорожденных и подкидышей, также убитых на драках, в водоемах, разбоях али ... умерших, кто прышол, свидетели были люди неподозрительные». И далее приводятся сами записи списков рождающихся.

Ростовское генеалогическое общество о Богоявленской церкви.

Метрическая книга Богоявленской церкви ст.Михайловской за 1771 г. (ГАРО ф.226 оп.19 д.616)

Л.107

Часть 1 «о рождающихся»

№1     4 января У казака Григория Зайцева сын Филипп
№2     6 января У казака Андрея Вешнякова дочь Татьяна
№3     6 января У казака Артемия Синельникова сын Павел
№4     15 января У казака Тимофея Бородина сын Мануил
№5      24 января У казака семена Чартилина(Чарталкина?) дочь Татьяна
№6      24 января У казака Фомы Родионова дочь Ксения
№7      6 февраля У Ксении Ульянии Поповой сын Алексей незаконный
№8      20 февраля У казака Ивана Тимофеева сын Иван
№9      12 марта У казака Аверьяна Шулганова сын Алексей
№10    25 марта У казака Моисея Блахина сын Тит
№11    4 апреля У казака Тимофея Ермолова дочь Мария
№12    14 апреля У казака Федора Безнасадкина(?) сын Федор
№13    23 апреля У казака Андрея Петрова дочь Матрона
№14    24 апреля У казака Ивана (?) Алферова сын Мануил (?)
№15    5 мая У казака Агапа Зенцова дочь Пелагея
№16    7 мая У казака Захара Садохина дочь Пелагея
№17    9 мая У казака Самойлы Жулина (?) дочь Гликерья
№18    21 мая У казака Степана Беспалова сын Иван
№19    29 мая У казака Антона Иванова дочь Елена
№20    9 июня У дьяка Устина Евдокимова сын Тихон
№21    10 июня У женки Марфы Пеговой (?) сын Тихон незаконный
№22    10 июня У казака Прокопия Вешнякова сын Тихон
№23    31 июня У казака Филиппа Козловцева дочь Марфа
№24    5 августа У казака Федора Перфилова сын Мануил
№25    7 августа У казака Авраамия Скобелина сын Михей
№26    10 августа У казака Федоса Мельникова дочь Васса
№27    24 августа У казака Сергея Стрепетова дочь Наталья
№28    1 сентября У казака Ивана Глухова сын Семен
№29    11 сентября У казака Сергея Скокова дочь Феодора
№30    14 сентября У казака Климента Климова сын Дмитрий
Состав прихожан Богоявленской церкви в 1867 году.

По части 1 священника прихожан дворов мужчин Женщин Расстояние от церкви в верстах
Духовных 4 9 11
Дворян 5 19 13
казаков 12 18 22
статских 1 3 3
мещан 2 5 8
В хуторах
Сомовском 31 116 115 5
Цепляевском 25 86 100 12
Красном 66 232 228 10
Верхнее-Форштатском 38 114 101 2
Суховском 41 117 134 12
Маховом 70 234 242 9
По части 2 священника
духовных 5 10 11
дворянских 2 1 2
Казаков 16 33 37
мещан 4 12 7
В хуторах
Алексиковом 107 407 426 40
Средне-Форштатском 50 168 188 2
Вышняковском 69 229 253
Краснояровском 13 44 48 1
По части 3 священника
духовных 3 7 6
дворян 3 9 5
мещан 5 13 6
В хуторах
Пересыпновском 18 54 54 1
Карагочном 45 153 148
Акуловском 98 362 394

Их таблицы видно, что приход Богоявленской церкви был довольно многочисленным. Среди его прихожан были не только казаки, но дворяне, мещане (купцы, ремесленники), статские (служащие).

Таким образом, Богоявленская церковь до революции 1917 года занимала видное место в жизни станицы Михайловской и прилегающих хуторов, духовно окормляла станичников и хуторян, занималась успешной образовательной деятельностью.

Во второй церкви хутора – Богоявленской, которая с 1930 по 1935 гг. была действующей, Машков планировал открыть краеведческий музей. По станице шёл слух: «Пока Машков вторую церковь не разломает, не уедет…». В длинном письме в ГПУ он с горечью пишет, что эта церковь, «с хорошим хором певчих, колокольным звоном и др. атрибутами, с огромным успехом ведет свою мракобесистую работу» против советской власти. И что особенно обидно Машкову, она «переполнена людьми и могла остальную часть вместить только в ограде; состав молящихся был главным образом — здоровая и работоспособная часть населения — колхозников и колхозной молодежи, многие..., пришли в церковь, видимо, за помощью к попу и Богу». И просит ГПУ оказать поддержку и помощь в избавлении «от агентов кулаков и от всяких других бандитско-хулиганствующих элементов».

Богоявленский храм в 1937 году был разрушен. Алексей Яковлевич Караваев, коренной житель станицы, хоть и было ему всего шесть лет, хорошо помнит, как разрушили Богоявленский храм. «Окна выбили, в их проемы вставили пропитанные смолой брёвнышки, которые подожгли, создавая тем самым большое разряжение внутри здания. От этого здание рухнуло буквально на глазах», — рассказал он. Юлия Николаевна Рябцева, говорит, что Машков, желая сохранить Богоявленский храм, спешил привезти в станицу грамоту от министра просвещения Луначарского. Но не успел на два дня. Церковь Богоявления вместе с колокольней была разрушена.

Мало кому, из сегодняшних станичников известен такой факт. Разрушать Богоявленский собор, как часто в станице называли церковь Богоявления, снимать с него кресты отказался Иван Васильевич Куницын. Он был глубоко верующим человеком. До 1917 года служил псаломщиком Богоявленской церкви. При Хоперском райисполкоме занимал должность заведующего районным отделом культуры. Тех, кто решил поднять  руку на храм, назвал самозванцами. Вечером того же дня его арестовали, увезли в Урюпинск. Больше о нем ничего не известно.

Памятная мемориальная доска на стене Михайловской школы, напоминающая о разрушенной Богоявленской церкви.Очень долго святое место, на котором стояла Богоявленская церковь, таковым и не считалось.  70 лет безбожия сделали свое дело. На месте храма построили кочегарку. Там, где стояла колокольня, построили школьный интернат для хуторских детей. Сколько могил при рытье котлованов под фундамент было вывернуто! Хорошо еще, что останки умерших закапывали потом в отдельную яму. В последние годы среди учителей нашей школы крепла мысль о том, что память о святом месте надо возвратить. Они обратились с нашей станичной администрации с предложением прикрепить на стену школы памятную доску.

28 июня 2013 года в день празднования 75-летия Михайловской средней школы, отец Виктор Дурасов освятил памятную мемориальную доску, посвященную Богоявленскому собору. Именно как собор многими станичниками воспринималась Богоявленская церковь. На празднике было много пожилых жителей станицы Михайловская. Пришли они не только на юбилей школы, но и на освящение мемориальной доски. И нас, нынешних учеников Михайловской школы, это ко многому обязывает. Мы должны стать лучше и чище, никогда не поступаться совестью, не бояться защищать добро.

Крехова Марина Алексеевна
Куницын Фёдор Павлович





Запись опубликована 24 января 2015 пользователем . .
Если вы обнаружили неточность или же обладаете дополнительными материалами к данной странице, редакция сайта "Волгоград Православный" с радостью и благодарностью примет ваши корректировки на наш адрес электронной почты volgaprav@yandex.ru
Спаси вас Господь!