Вознесенская церковь

Вознесенская церковь По всей стране нашей разбросаны деревни и сёла Вознесенки, Вознесеновки, Вознесенские. Они названы по  храмам, которые в свою очередь получили своё название в честь двунадесятого праздника Вознесения Господня. На сороковой день после Воскресения Спаситель вознёсся на небеса. Этот праздник начал отмечаться ещё в апостольские времена. Святой Иоанн Златоуст называет его важнейшим и великим, блаженный Августин — древнейшим и повсеместным. Естественно, и царицане радостно праздновали Вознесение Господне. Однако храм в честь этого праздника появился в городе довольно поздно.

Зацарицынская часть нашего города долгое время не имела храмов, ее жители ходили молиться в Иоанно-Предтеченскую церковь. Но бурное промышленное и торговое развитие этой так называемой 2-ой части Царицына в XIX веке, рост населения потребовало возведение для зацарицынцев своей церкви. И тогда зажиточный купец II гильдии Иван Васильевич Калинин решил сделать православным людям подарок. Он выступил инициатором и благотворителем всего хода работ по возведению храма. 12 декабря 1864 года царицынский благочинный  протоиерей Иоанн Росницкий освятил новую деревянную церквушку во 2-ой части Царицына.

Вознесенский храм имел два придела — правый Сретенский и левый Введенский. И.В. Калинин пишет обер-прокурору Святейшего Синода генерал-лейтенанту А.П. Ахматову: «К декабрю месяцу Господь помог мне привести построение храма к совершенному окончанию… К радости горожан Зацарицынского форштадта [построен] придельный храм во имя Сретения Господня». Проект принадлежал саратовскому архитектору Р. Курбанову.

Вознесенская церковьХрам начинает жить своей обычной жизнью. Здесь происходят радостные и печальные события. В ночь на 19 марта 1872 года воры пытаются ограбить церковь.  В 1873 году учитель Иван Духовников исполняет обязанности псаломщика в храме.

Прошло совсем немного лет, число жителей Зацарицынского форштадта снова вырастает, и храм становится тесным. Да он был и пожароопасен, хотя его и обложили кирпичём. В 1883—1885 годах церковь расширяется с северной и южной сторон. По обычаям того времени, кирпичные стены возводят, не разрушая деревянного сруба. К храму пристраивают колокольню и трапезную, крышу покрывают железом.

Церкви принадлежали несколько домов: каменная сторожка с пристроенным к ней училищем, деревянный с железной крышей амбар для дров и погреб при нём, дома для двух священников  и одного псаломщика (остальные члены причта жили на квартирах) и каменная добротная лавка для свечной торговли. С 1894 года здесь пребывал псаломщиком, а затем и дьяконом Владимир Князевский. Позже он станет батюшкой, и мы ещё встретимся на страницах этой книги с отцом Владимиром.Красивая тёплая и крепкая каменная церковь внутри отличалась большим благолепием. Она имела пять расположенных в ряд престолов. Все стены, потолки и колонны были расписаны  сюжетами из священной истории. 2 ноября 1891 года на её колокольню поднимают лучший во всем Царицыне колокол весом в 500 пудов.

На 1896 год при церкви числятся три священника и два дьякона, один из них — пожилой Примарев — вразумительно и ясно  произносил  ектинии  и  возгласы. Имелся здесь и очень  хороший  хор  певчих. Особенно любили прихожане слушать пение Михаила Григорьевича Малова. Это был слепой от рождения человек плотного телосложения, высокого роста. Происходил он из крестьян  Вольского  уезда, родился и вырос в с. Вязовка. В 1894 году его возраст перевалил за сорок. С юных лет Михаил пел при Вольской  военной  школе, там жил в приюте. Он имел замечательный бас. Как писал о Малове краевед  С. Щеглов в саратовской прессе, голос у певца был громадный, он очень общителен, умственно развит. На  купеческих свадьбах Михаил Григорьевич читал в церкви Апостол, который выучил наизусть. Он хорошо  владел  скрипкой,  его приглашают как музыканта на вечера. Малов не лишен оказался  композиторских дарований, и получил за какую-то нотную пьесу высочайшую благодарность.

Приходское попечительство было открыто здесь 23 ноября 1880 года. С 18 октября 1887 года существовала церковно-приходская школа, в 1894 году в ней обучалось  более  100  мальчиков. Работали в ней законоучителем дьякон Д. Космачёв, а учителем псаломщик В. Мегнусов. В 1902 году школой заведовал священник Пётр Фёдорович Строков, законоучителем был о. Иоанн Васильевич Никольский, здесь также работали дьякон Владимир Николаевич Князевский, псаломщики А.А. Розанов и В.П. Павильонов. При храме существовала также и школа грамоты — небольшое здание на церковной земле.

Вознесенская церковь

Пахотных и сенокосных угодий у Вознесенской церкви не было, храм имел только усадебную землю в 450 квадратных саженей (более 2000 м2).

Расположение храма на бойком торговом месте — Зацарицынской площади (сейчас на этом месте находится Ворошиловский торговый центр) — способствовало активной миссионерской работе его священнослужителей.  Священник  Иоанн В. Никольский своими проповедями возвратил в лоно православной церкви более 100 старообрядцев.Вознесенская церковь отличалась от других царицынских храмов своим большим числом прихожан: в 1895 году к ней было приписано 8359 душ обоего пола, в том числе немало старообрядцев, с которыми по воскресным дням проводились собеседования. Летом 1909 года храм ещё более расширяется, о чём упоминает в своих заметках член  Саратовской учёной архивной комиссии Б.В. Зайковский, критикуя такие методы расширения, когда храм обхватывается новым фундаментом и стенами, после чего внутреннюю старую церковь просто рушат.

29 ноября 1910 года в Зацарицынской части создается Общество трезвости во имя святителя и чудотворца Николая, председателем которого становится священник Вознесенского храма Александр Строков. Его устав утверждается 26 ноября 1910 года епископом Гермогеном. Открытие общества горячо приветствовалось городским головой Остен-Сакеном. Почётными членами общества стали известные купцы и благотворители В.Ф. Лапшин, И. Рысин, А.А. Репников. В него вступает множество жителей Царицына самых разных сословий, — всего в начальный этап существования в Обществе трезвости состояло 3293 человека. При обществе действовала рекомендательная комиссия для безработных трезвенников, трудоустроившая лишь в первый год существования более 20 человек. Для поддержки беднейших царицан были созданы ссудно-сберегательные товарищества.

Вознесенская церковь

При храме открывается женская богадельня, в которой имелась домовая Скорбященская церковь. Внутри она отличалась благолепием, по воскресеньям здесь проходили собеседования со староверами. Малолетние дети рабочих опекались в приюте «Ясли». Общество трезвости имело и свое производство — хлебопекарню с собственной конной службой развозки хлеба. Своей деятельностью общество святителя Николая охватывало не только труд, но и досуг горожан, устраивая летом пароходные прогулки за Волгу.

На Пасху, Масленицу и Рождество собирались семейные чайные вечера с чтением и пением хора, давались благотворительные концерты. Выпускался и еженедельный дешевый журнал «Царицынский трезвенник» ценой в три копейки.

Общество вело учебно-просветительскую работу в воскресной школе, обучая чтению и письму неграмотных. Занятия там проводил иеромонах Свято-Духова монастыря Илиодор.

С 1884 года в Вознесенской церкви служит псаломщик-дьякон Дмитрий Григорьевич Модестов, с 1893 года — псаломщик Василий Петрович Павильонов (с 1902 г. он заведует свечным складом Царицына). Особенно славился своей миссионерской деятельности священник Иоанн В. Никольский, который за короткий срок, как отмечал в своей книге А. Флегматов, вернул в православную церковь более ста заблудших душ. С 1902 года в штате храма три священника и два дьякона. В это время здесь трудятся иереи Иван Георгиевич Протогенов и Александр Петрович Строков. Последний в 1912 году получил сан протоиерея, стал депутатом от церкви в городской думе, был царицынским благочинным. С 1903 г.  в Вознесенском храме служит иерей Виктор Андреевич Поляков, с 1904 года — дьякон Александр Прокопьевич Новопавловский, с 1907 года — псаломщик Фёдор Петрович Соколов, с 1908 года — псаломщик, а позже дьякон Александр Иванович Сюзюмский. С 1911 года настоятелем храма был протоиерей Алексей Николаевич Лебедев. Хором в это время управлял П.М. Денежкин.

С началом в 1914 году Первой мировой войны протоиерей Строков служит молебен о даровании победы русскому оружию в Обществе трезвости, после чего состоялся благотворительный концерт хора П.М. Денежкина. Многие священно- и церковнослужители церкви в те годы не получали казённого жалованья и жили на доброхотные подаяния прихожан. Священнику сумма пожертвований в год определялась обычно в 660 руб., псаломщику — в 220 руб.

Вознесенская церковь

В храме часто проходили различного рода беседы со старообрядцами. Так, 19 декабря 1910 года священник Иоанн Никольский провёл беседу «о вечном пребывании в церкви Христовой трёхчинной иерахии».

В 1912 году в храме насчитывается 7607 прихожан, к нему приписано 170 старообрядцев, 72 сектанта. Священники окормляют помимо церковно-приходской школы ещё гимназию, училище и три земские и министерские школы.

С приходом советской власти храм продержался несколько дольше других взорванных святынь. Его приход в голодные зиму и весну 1922 года жертвует на помощь голодающим более 7 миллионов рублей.  Несмотря на это 14 апреля 1922 года комиссия по изъятию церковных ценностей при активном участии некоторых прихожан изымает в храме 37 фунтов серебра. Закрыт храм был 21 апреля 1932 года. Архивные документы от 28 ноября 1936 года сообщают о разбирании здания «Вознесенской церкви на базаре».

Сергей Иванов, Василий Супрун: «Храмы Царицына — Сталинграда — Волгограда»

Для этой записи меток нет
Запись опубликована 10 сентября 2013 пользователем . .
Если вы обнаружили неточность или же обладаете дополнительными материалами к данной странице, редакция сайта "Волгоград Православный" с радостью и благодарностью примет ваши корректировки на наш адрес электронной почты volgaprav@yandex.ru
Спаси вас Господь!