Краишевский родник

Краишевский родник расположен в с. Краишево Еланского района Волгоградской области.

ЯВЛЕНИЕ ИКОНЫ СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЫ ПАРАСКЕВЫ НА КРАИШЕВСКОМ РОДНИКЕ. ОСНОВАНИЕ ЖЕНСКОЙ ОБЩИНЫ

Святая Параскева родилась в Иконии во II половине III века. Ее родители имели богатый дом и были христианами. Они особенно почитали день страданий Господних — пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает «пятница». Юная Параскева творила дела милосердия: кормила голодных, одевала нищих, давала приют странникам. При императоре Диоклетиане начались новые гонения на христиан. Девушку привели к городскому правителю, ей предложили принести жертву языческому идолу, от чего она отказалась, исповедовав себя христианкой. Палачи терзали ее тело железными крючьями, а затем бросили в темницу. За ночь раны Параскевы чудесным образом исцелились, и тогда, наутро она была казнена.

Почитание, которым было окружено в Православной Церкви имя святой Параскевы, привело к написанию множества ее икон. На Русской земле от этих икон во все века происходило немало чудес, причем многие из икон были явленными — они внезапно обретались в родниках и ручьях. Краишевский родник — один из источников, который народное предание связывает с явлением иконы святой Параскевы.

В документе, датированном 9.08.1881 г. описываются воспоминания старушки:

«В то время на горе был густой темный лес. Едва заметная тропинка вела под гору, где был пчельник. Я ходила под гору с сестрою. Заметив однажды под горою воду, мы начали расчищать это место. Вырыли яму, она наполнилась водою. Напились, умылись, зачерпнули домой, напоили и умыли детишек своих. Вода холодная, легкая, вкусная. Опять пошли на родник. Опять расчищаем место поглубже и пошире. Вода опять наполняет расчищенное место. И вот однажды нашли на этом месте медную икону святой мученицы Параскевы. Услыхавши об этом, народ стал собираться к источнику, петь молитвы, читать псалтырь и акафисты. Два раза уносили иконочку с родника в Краишевскую церковь. Но Господу угодно было, чтобы она оставалась на месте своего явления...

...Вот раз расчищаем родник. Вдруг сестра говорит, указывая на то место, где ныне общинная церковь: „Смотри-ка, смотри, сестра, видишь крест-то?“ Смотрю — крест. Подходим к этому месту: никакого креста нет. Чудны дела Божьи. И вот на этом месте теперь стоит церковь и монастырь».

Услышав, что около Краишевской горы явилась икона святой мученицы Параскевы, из разных мест стали собираться в Краишевку монашки.

Прежде жили они в разных домах, а когда их число выросло до 40 человек, они наняли общую квартиру. На общей квартире монашки жили год.

Квартира сгорела и монашки переселились на гору, к роднику. Сначала начальство мирское не позволяло им жить около родника, прогоняли общину.

«Бывало, прогонят нас, а мы соберемся опять сюда, да кричим, кричим к мученице Параскеве, чтоб вступилась за нас. И денно-нощно читаем псалмы и поём акафист мученице Параскеве» — вспоминает монашка (документ 1881 г.). «Рассказывают, что приезжал кто-то из чиновников и говорит: „Какая тут мученица Параскева? Что тут за явленная икона?“ — взял камень и начал стирать лик мученицы. Кощунник был наказан: не успел он отъехать двух вёрст, как при переправе через реку ударил гром и у него перекосило лицо. Сейчас же вернулся и отслужил молебен мученице Параскеве, усердно молясь» (документ 1881 г.). Волостной голова И. В. Зимацкий, крестьянин села Краишевки, помог выхлопотать у общества позволение поселиться общине на горе.

Пока своей церкви не было монашки в праздники ходили к службе Божьей в Краишевку и пели там на правом клиросе. Монашки нанимались к краишевским крестьянам на всякие работы, а иногда добрые люди приносили им хлеба или холста, прося помолиться за родных.

Краишевские крестьяне дали 17 десятин земли под общину на вечное время. Начальница общины — матушка Гликерия ездила к его преосвященству просить благословения основать общину. Владыка лично приезжал осмотреть место.

"Владыка спустился к роднику. Попробовал воды: «Хорошо, говорит, вода легкая, хорошая. Хорошо, что и явленная икона мученицы Параскевы здесь». Владыка пошел в гору, осмотрел место, где предложено было построить церковь, и одобрил его. Когда вошёл на самую вершину горы, осмотрелся кругом и сказал: «Да место это очень хорошее, Господь да благословит вас оставаться здесь»...

Место действительно было выбрано благодатное. С этой горы виднелись девять сел с одиннадцатью церквами…

Краишевская община с самого своего основания жила и строилась только трудами рук своих и кружечными сборами.

Краишевский родникКРАИШЕВСКИЙ ТИХВИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

По данным краеведческого музея краишевская женская община основана в 1865 году с церковью Тихвинской иконы Божьей Матери, в последних годах 19 века переименована в монастырь. В монастыре проживало свыше 250 монашествующих. При нём было училище. Девочек, в основном, сирот, учили читать по часослову, псалтири и другим богослужебным книгам. Ученицы пели на клиросах, превосходно читали во время Богослужения. Кроме грамоты, девочек учили рукоделию.

Начальница общины, мать Маргарита, получив в наследство от своей предшественницы матери Гликерии одни долги и недостатки, в течение десятилетнего управлении общиной приобрела за 7000 рублей участок земли, построила за 5000 рублей ветряную мельницу и новый корпус за 4000 рублей. При монастыре был кирпичный завод, хозяйственный двор и другие постройки. Монашки не только молились, но и трудились на строительстве, обрабатывали 17 десятин земли, выращивали сад.

Краишевская Тихвинская женская община принесла свою лепту и на жертвенник служения царю и отечеству. В руееко-славянско-турецкую войну мать Маргарита при всей бедности общины нашла возможным сформировать от общины отряд сестёр милосердия из 8 сестер.

5.09.1877 г. на общинных лошадях сестры отправились в Саратов через Аткарск за 150 вёрст. Учились уходу за больными и ранеными воинами в Саратовской Александровской больнице и откомандированы были в Кузнецкий госпиталь.

По окончании войны мать Маргарита и 8 сестёр получили по знаку Красного Креста.

Не отказывалась матушка Маргарита от службы и местному обществу. 9.02.1880 г. Аткарская уездная земская управа просила избрать трёх сестер для ухода за детьми, больными дифтеритом. Сестры были отправлены и служили больше месяца.

В 1880 г. с архипастырского благословения преосвященного Павла епископа Саратовского и Царицынского, начата постройка каменного собора во имя Успения Божией Матери и в честь и память Усекновения главы Иоанна Крестителя и святителя Николая Угодника.

Ежегодно в десятую пятницу после Пасхи в Краишевской Тихвинской женской общине проходил праздник. Более 2000 богомольцев собиралось на праздник общины.

Краишевский родник Первым долгом богомольцы направлялись ко вновь строящемуся каменному собору. Некоторые подтаскивали кирпичи и складывали их внутри постройки и снаружи вдоль стен. Затем, положив 3 земных поклона перед местом, где быть престолу, шли к роднику.

«... Многие дивились: как это будет строиться каменный собор, когда всем известно, что община самая бедная в губернии и денег на постройку не имеет».

Служба в церкви в эту неделю проводилась ежедневно, так как многие из богомольцев говели, чтобы в пятницу причаститься святых тайн.

В 1881 г. на празднике святой обители Краишевской исповедалось и причастилось более 400 человек.

Священники почти безвыходно исповедывали богомольцев. Один священник весь день служил молебны при роднике.

«...Всенощное бдение совершено было обычно. На литию и на величание выходило три священника. Помазание елеем совершалось внутри храма и вне, на северной и южной стороне четверть часа после совершённого отпуста. Окончилась служба в 10 часов вечера. Затем был молебен с акафистом святой мученице Параскеве на роднике».

Всю ночь до рассвета около родника пелись песни.

«Едва-едва можно было двигаться, чтобы не задавить спящих или не наткнуться на лежащих по всему пути около своих телег. Подходите ближе и слышите — гора поёт, поет гора да и только! Стихнет на минуту песня, защёлкает в лесу соловей. Но вот опять то там, то здесь группы поющих заводят на минуту прерванное всенощное бдение».

В 1881 г. перед отпустом отец В. обратился к молящимся: «...Бог вездесущ, и нет в мире места, где бы не было Бога... Но Богу вездесущему угодно было прославить некоторые места на земле или своим на них явлением и благословением, или явлениями и молитвенными подвигами святых Божьих угодников. Для христиан всего мира — великая святыня святая земля Палестина, освящённая стопами ног Спасителя нашего Иисуса Христа, с городами: Вифлеемом, где родился Спаситель наш, Назаретом, где он жил и воспитывался. ... Но особенно дорого для всех христиан место — гора Голгофа, в городе Иерусалиме, на которой Господь и Спаситель наш Иисус Христос пролил пречистую кровь Свою на кресте. И на всех этих местах обитания Божия ныне славится святое имя Его в православных храмах. Многим из вас известна гора Афон, некогда посещённая и благословлённая самою матерью Господа, гораздо большим из вас известны святые места Русской земли, Киево-Печерская и Троице-Сергиевская Лавры, Соловецкий и др. монастыри, Оптина и др. пустыни, где непрестанно славится имя Божие... К числу мест особенного обитания Божия относится и эта святая Краишевская гора, с которой вы сейчас слушали молебен святой мученице Параскеве. Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я среди них». А нас, здесь собравшихся во имя Господа, не двое или трое. Около 300 богомольцев сегодня причастились святых Христовых тайн. Более 2000 богомольцев усердных собралось ныне, чтобы послушать, как на этой святой горе славится имя Божие, как величают святую мученицу Параскеву за ее великое терпение в страшных страданиях, за её крепкую веру в Господа… И это не только ныне, а целые десятки лет! Как же не быть этой горе местом особенного обитания Божия? Как же не святая эта гора, десятки лет хвалящая имя Божие таким собором народа?».

Краишевский Тихвинский женский монастырь был известен не только в районе, Саратовской губернии, но и по всей России. За десятки километров был виден построенный каменный Успенский собор. Это было чудо архитектуры.

Краишевский родникЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сейчас на месте монастыря — холмы и котлованы, здесь после революции добывали щебень. По холмам растёт много целебных трав, а также редкий лекарственный лишайник пармелия (исландский мох).

По данным краеведческого музея монастырь был разрушен в 1924 году. Монастырский кирпич был увезён в Саратов, и из него был построен ликёро-водочный завод. В селе Вязовке из этого кирпича построили мельницу. По словам жителей с. Краишево, монастырь строили 30 лет, а сломали за 3 дня.

И всё же чудесный краишевский источник не забыт. Приходят сюда люди за целебной водой, вода эта славится по всему району. Ежегодно на десятую пятницу после Пасхи, как и много лет назад, у родника отмечается праздник. Богослужение проводится под открытым небом у родника, на лоне благоухающей природы. После молитв начинается купание и обливание водой. Дивное чувство свежести и лёгкости даёт вода Краишевского родника! Издавна люди искали здесь духовного и телесного освобождения от душевных тягот и физических страданий. Здесь на роднике зримо чувствуешь присутствие благодати Божьей, реально прикасаешься к истории Отечества и его святыням и веришь, что время разрушать закончилось…

Запись опубликована 12 января 2011 пользователем . .
Если вы обнаружили неточность или же обладаете дополнительными материалами к данной странице, редакция сайта "Волгоград Православный" с радостью и благодарностью примет ваши корректировки на наш адрес электронной почты volgaprav@yandex.ru
Спаси вас Господь!